logo
Минобрнауки России

1.2. Сущность и современные подходы к профилактике развития агрессивности детей дошкольного возраста

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Множество негативных явлений, наблюдаемых в детской среде (агрессивность, жестокость, враждебность), зарождается именно в раннем возрасте, когда ребенок вступает в первые отношения с себе подобными. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он и в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других [29, с.54]

В дошкольный период детства в целях профилактики агрессивности еще не поздно предпринять своевременные меры. Некоторые проявления жестокости, агрессивности не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких-либо психических отклонений, часто они просто не знают, как правильно вести себя. Задача специалистов - научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Если ребенок не научится сдерживать и регулировать свою природную агрессивность, она может стать причиной серьезных проблем в дальнейшей жизни ребенка [22, с.197].

Анализ поведения агрессивного ребёнка позволяет прогнозировать дальнейшую с ним работу и ожидаемые результаты. Все меры должны быть направлены на преодоление внутренней изоляции, на формирование в ребенке способности видеть и понимать других, воспитание доброжелательного отношения к сверстнику. Задачу эту можно решить, отказавшись от некоторых привычных форм, присущих дошкольным учреждениям. Традиционные воздействия - убеждения, объяснения, ссылка на положительные примеры, призыв не обижать других - малоэффективны. Не принесет успеха и соревновательное начало в ходе игр, занятий. Всевозможные конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания направляют внимание ребенка лишь на собственные успехи, порождают ориентацию на конкурентность и противопоставленность другим. В конечном счете независимо от того, выигрывает ребенок или проигрывает, методика эта ведет к разобщенности и отчужденности [49, с.75].

Основная задача, которая падает на плечи педагога и психолога в работе с агрессивными детьми, - сформировать чувство общности с другими, желание видеть и понимать сверстников. Главное - помочь ребенку увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а интересного и самоценного человека, партнера по общению и совместной деятельности.

Профилактика - это комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение нежелательного поведения [1, с.153]. Известно, что любая коррекционная и рофилактическая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учитьпонимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях или предупреждение развития агрессивности необходима в нескольких направлениях:

3. Третье важное направление по преодолению и профилактике агрессивного поведения - это обучить ребенка выражать негативные чувства в более подходящей, социально приемлемой манере. Каков же выход?

Выражение гнева с помощью

физических движений

творчества

воображения

1. Дать возможность телу выразить накопившееся напряжение с помощью энергичных физических движений:

2. Выражать гнев с помощью творчества:

3. Для выражения гнева можно призвать на помощь воображение:

При построении коррекционно-профилактических программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. [25, с.83].

Профилактическая работа может строиться по типу организации совместных игр, проигрывания сюжетов известных сказок, при этом агрессивному ребенку следует предлагать роли слабых, нуждающихся в защите персонажей, чтобы ребенок мог почувствовать себя на их месте, т.е. развивать эмпатию. Если же ребенку достается роль агрессивного персонажа, необходимо акцентировать внимание на таких качествах персонажа, как сдержанность, выдержка, умение владеть собой, защищать слабых. Работа с агрессивным ребёнком будет эффективной только тогда, когда к ней привлечены не только воспитатели, но и, самое главное, - родители [20, с.173].

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полноценной безопасности и также становятся агрессивными [30, с 12].

Взрослые должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка - кропотливая работа, требующая понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В одних случаях, следует поощрять ребенка, в других - ограждать от агрессивности. Иными словами, понимать, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не переносит ли он свою ярость с виновного на невинного [20, с.58].

Агрессивность ребёнка достаточно неоднородна. С одной стороны, она может служить способами самозащиты, отстаивания своих прав, удовлетворения желаний и достижения цели. Выраженная в приемлемой форме агрессия играет важную роль в способности адаптироваться к обстановке, познавать что-то новое, добиваться успеха

С другой стороны, агрессивность в форме враждебности и ненависти способна нанести вред, сформировать нежелательные черты характера - либо задиры, хулигана, либо труса, боящегося постоять за себя. И то и другое негативно сказывается на наших чувствах, а в крайних случаях может привести к деструкции, разрушению непосредственного окружения, включая людей, которых мы любим, нанести непоправимое зло нам самим [23, с, 78].

Первый тип агрессивности, безусловно, желателен, необходим для выживания и достижения успеха. Второй тип, несмотря на ряд отрицательных качеств, временами может быть тоже необходим для адаптации и выживания.

Для профилактики развития детской агрессивности, необходимо научить родителей, уважающих своего ребенка, культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенности в родительской любви будет способствовать более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависимость, тем меньше в нем станет эгоизма. Эта помощь необходима, для того, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами, чувствами вины и стыда, чтобы они себя уважали, уважали других, могли нести свою меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с окружающими и получали истинное удовольствие от жизни [31, с.112].

Опираясь на полученные данные можно заключить, что на профилактику развития агрессивности оказывают влияние два основных фактора:

Первый - это образец отношений и поведение родителей. Более того, отношение родителей к поведению ребенка так же различно. Если отцы утешают больше девочек, когда те огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков, то матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им чаще проявлять агрессивность в отношении родителей и других детей, чем девочкам.

Другим важным фактором является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессивностью у детей. Также было выявлено, что мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высоко агрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям.

Поэтому процесс профилактики развития агрессивности должен быть двухсторонний, как со стороны взрослого, так со стороны и ребенка. Создавая эмоционально благополучную среду для ребенка, мы обеспечиваем его эмоциональную стабильность, что является базой психического здоровья ребенка.

И. А. Фурманов выделяет [56, с. 215]:

Виды профилактики развития агрессивности

Обращение с детьми до вспышки агрессивности

Обращение с детьми после агрессивного нападения.

1. в большинстве случаев детей лучше оставить, чтобы они разобрались сами. Они способны к самостоятельному разбору некоторых споров, и, если взрослые контролируют события, дети приобретают полезный опыт. Они приходят к выводу, что могут обойтись и без взрослых в качестве арбитров;

2. если взрослые считают, что лучше «не доводить до греха», можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. При этом целесообразно предложить ему такую игрушку, которую он мог бы безбоязненно пинать или кусать;

3. иногда помогает отвлечь малыша каким-то интересным для него занятием в том случае, когда юного скандалиста невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится - попробуйте отвести руку обидчика или удержать его за плечи. Ваши действия подкрепите резким «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль, оклик тоже может остановить ребенка, знающего из прежнего опыта, что такие выходки ему не позволены.

Есть немало случаев, когда агрессивность невозможно предупредить. Тогда придется действовать после события, дабы преподать ребенку урок, что такого рода поведение неприемлемо:

1. резкое слово драчуну и забияке и участливое отношение к жертве могут очень ясно показать ребенку, что он проигрывает в такой ситуации. Конечно, важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждать ребенка к извинению почти бесполезно. Некоторые дети быстро заучивают формулу «Прости, прости», чтобы взрослые поскорее оставили его в покое;

2. иногда взрослые предпочитают отослать агрессивного ребенка в тихий угол поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает большее неодобрение его поведения. Этот прием также полезен и родителям. Иногда, удаляя ребенка ненадолго из комнаты, взрослый сам успокаивается. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более чем минуту-две. Внимание, уделяемое агрессивном ребенку должно быть ограниченным и негативным, а жертву необходимо ласково утешить. В идеале при каждом инциденте взрослые должны высказать свое отношение и постараться побыстрее прекратить неприятную ситуацию. Длинные объяснения или обвинения малоэффективны. Даже если ребенок может понять родителя, маловероятно, что он будет долго слушаться его;

3. в том случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забудет причину - все его мысли будут сфокусированы на том, что ему не дают заниматься любимым делом, или выставляют в другую комнату, или срамят перед другими;

4. наименьший эффект приносят действия, когда взрослые отвечают агрессивностью на агрессивность. Во-первых, они тем самым побуждают детей к новой агрессии. Реплики «Иди и дай сдачи» вполне достаточно, чтобы ребенок воспринял ее как разрешение лупить забияку или со смаком давать сдачу по любому поводу. Во-вторых, серьезные недостатки есть и в угрозе взрослого: «Вот я укушу тебя, будешь знать!». Подобное высказывание, адресованное ребенку любого возраста, содержит угрозу того же самого агрессивного действия, за которое упрекают ребенка. У этого метода есть большой минус. Он заключается в том, что если взрослый начнет кусаться в ответ, это может не сработать уже в первый раз. Тогда ему придется решать, что делать при последующих инцидентах - кусать сильнее, кусать дважды за один укус ребенка или может шлепать в придачу? Есть вероятность, что ответная агрессия взрослого станет опасным каналом для излияния гнева. В отношении агрессивности, как и других проблем, важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного.

5. Нормализация детско-родительских отношений имеет для профилактики состояний агрессии и гнева у детей первостепенное значение. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В социально-психологической помощи нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений [31, с. 98].

Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки [62, с. 211].

Поскольку поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребенка приемлемым способам выражения гнева - одна из самых острых и важных проблем, стоящих перед взрослыми. В процессе профилактической работы можно говорить с ребенком о том, что такое гнев, каковы его разрушительные действия, а также о том, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева.

Что же такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Термин «гнев», употребляемый на Руси начиная с XI века, произошел от слова «гной». Так называли состояние больного, тело которого было покрыто гноящимися ранами. Позднее у слова «гнев» появился синоним - «ярость». По мнению Вирджинии Н. Квинн существует четыре основных способа выражения гнева:

Способы

выражения

гнева

Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.

В косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Такое выражение гнева получило название переноса.

Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь.

Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления. Не давая ей возможности развиться. [29, с.13].

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург Й. И Поппер. П. советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность, Эти рекомендации можно адресовать не только родителям, но и педагогам. А коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

работа с родителями агрессивных детей [30, с.13].

Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.

Итак, многие дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача взрослых – не допустить развития агрессии детей. Важно уметь распознать первые признаки и оказать своевременную помощь ребёнку в профилактике развития агрессивного поведения к окружающим. Убеждения, объяснения, призыв не обижать других малоэффективны, не принесут успеха и соревновательные игры. Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, являются сказки, так как это прекрасный способ воспитательного, поучительного воздействия на детей.