42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу
НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ дошкольников - это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей.
Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А.Н.Леонтьева, В,С.Мухиной, С.Г.Якобсон, В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой и др.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Воспитание у детей нравственных чувств. Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственные чувства наряду с эстетическими и интеллектуальными относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте .Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими, осознанными
2. Формирование навыков и привычек нравственного поведения детей.
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.
3. Формирование нравственных представлений и мотивов повеления. Призывая детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых
Принципы воспитания (общие)
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ - исходные положения, отражающие общие закономерности процесса воспитания, которыми надлежит руководствоваться воспитателю.
1. Принцип целенаправленности означает, что воспитательная работа, ее содержание и методы подчинены цели
2. Принцип комплексного воспитания предусматривает единство задач, средств и методой воспитания дошкольников, преемственную связь воспитания я развития личности ребенка в дошкольном учреждении, семье и обществе, единство воздействий на чувста, сознание м поведение.
3. Принцип воспитания в деятельности. Нужно использовать возможности каждой из них, создавать благоприятные условия для их своевременного возникновения и развития, опираться на ведущую деятельность
4. Принцип взаимосвязи гуманизма и уважения к личности ребенка в сочетании с высокой требовательностью. Требует от воспитателя и др.взрослых проявления педагогического такта. Уважение, чуткость, доверив к детям никогда не должны превращаться в уступчивость и вести к снижению требовательности к ним.
Требовательность воспитателя к детям проявляется в принципиальности, которая проявляется в наказаниях и поощрениях, в справедливом отношении к детям.
5. Поинцип опоры в воспитании на положительные качества ребенка. В каждом ребенке есть положительные качества, достоинства, которые нужно у вздеть педагогу и дать км развитии в соответствующей деятельности. Это вызовет у ребенка стремление к совершенствованию своего поведения, будет способствовать проявлению его индивидуальности. В то время как подчеркивание недостатков, постоянное указание на них не помогает детям избавиться от них, а часто еще больше закрепляет эти недостатки.
6. Поинпип воспитания детей в коллективе. В коллективе сверстников ребенок приучается сочетать свои интересы с интересами других ребят, получает элементарные навыки коллективной жизни. Значимость коллектива проявляется:
а) в воспитании у детей основных норм и правил взаимоотношений между людьми (чувства товарищества, уважения к окружающим, гуманности);
б) в формировании общественной направленности личности (сочетание личных и коллективных интересов;
в) в раскрытии индивидуальности ребенка;
г) в возможности проявить свои знания, своё отношение к окружающим; в возможности упражняться в нравственных поступках;
д) во взаимовлиянии детей друг на друга.
7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей._ Для каждого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учётом возрастных особенностей детей применяются соответствующие методы и приемы воспитания и намечается его конкретное содержание. В процессе воспитания необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка, определяемые своеобразием его нервной деятельности, условиями жизни и воспитания в семье. Успех воспитания зависит от внимательного изучения педагогом поведения каждого ребенка к применения соответствующих методов и приемов его воспитания.
- 1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
- 2. Значение и особенности периода дошкольного детства.
- 3 2 . Основные понятия дошкольной педагогики.
- 4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (я.А.Коменский, и.Г.Песталоцци, р.Оуэн, ж.-ж.Руссо, ф.Фребель, м.Монтессори).
- 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
- 6. Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- 8. Организация и этапы педагогического исследования.
- 9. Методы педагогического исследования.
- 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
- 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
- 12. Характеристика семьи как социального воспитательного института. Факторы семейного воспитания.
- 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
- 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
- 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
- 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
- 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
- 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
- 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
- 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
- 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
- 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
- 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
- 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
- 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
- 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
- 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
- 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
- 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
- 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
- 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
- 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
- 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
- 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
- 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
- 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
- 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
- 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
- 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
- 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
- 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
- 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
- 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
- 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
- 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
- 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
- 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
- 55. Теоретические основы игры дошкольников.
- 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
- 55. Режиссерская игра дошкольника.
- 56. Театрализованные игры дошкольников.
- 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
- 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
- 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
- 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
- 67. Преемственность в работе детского сада и школы.