18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
Структура образования в РБ имеет три характерных блока:
центральный (государственные учеб но-воспитательные заведения) и два дополняющих его блока - блок внешкольных государственных форм образования и воспитания (дома технического творчества, дворцы, клубы) и блок негосударственных учебных заведений (общественные, кооперативные, честные).
Центральный блок - основной, он представляет все ныне действующие типовые учебно-воспитательные учреждения от дошкольных до высших и учебные заведения нового типа (гимназия, лицей, ВПУ, колледж). Новые учебные заведения должны обеспечить уровень образования выше государственного стандарта. Зачисление и перемещение учащихся в них на более высокую ступень, прием на работу педагогов осуществляется по конкурсу.
Гимназия - целевое назначение: углубленное обучение, развитие наиболее подготовленных, способных детей; обеспечение общего среднего образования на повышенном уровне с широким гуманитарным компонентом.
Лицей. Целевое назначение: создание условий для глубокого развития интеллекта, творческого потенциала учащихся, обеспечение общего среднего образования повышенного уровня.
Высшее профессиональное училище (ВПУ). Целевое назначение: подготовка рабочих высшей квалификации, интеграция со средним специальным образованием.
Колледж. Целевое назначение: подготовка специалистов среднего звена повышенного уровня с алиментами высшего образования, интеграция с высшим образованием.
Новое направление в системе образования - создание учебных комплексов (школа-детский сад; ПТУ - техникум - вуз; школа-вуз и др.)
Наличие разнообразных форм образования и воспитания, как государственных, так и негосударственных, обогащает и расширяет образовательное пространство, создаст возможности широкого личностного выбора, позволяет оптимально вписываться в мировую систему образования, а значит, и приобщать все то лучшее, что создано в ней.
В 1990 году -концепция дошкольного воспитания- основные направления преобразования и совершенствования системы общественного дошкольного воспитания.
Основные идеи - гуманизация и деидеологизация ценностей, признание самоценности дошкольного детства. В качестве основного недостатка указывается использование учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детских садах; цель дошкольного воспитания сведена к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков; недостаточно учитывается специфика развития детей дошкольного возраста. Изменения в сфере дошкольного воспитания связаны с переходом от преимущественно административно-командных методов управления к экономическим и демократическим. Это прежде всего появление основных документов, дающих возможность перестроить содержание работы детского сада ("Концепция дошкольного воспитания", "Временное положение • дошкольном учреждении", вариативные программы воспитания в детском саду: "Радуга", "Развитие", "Пралеска", "Гармония" и др.). Кроме того, развертывание самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности в детских садах (дополнительные материальные средства можно получать с помощью спонсоров, коммерческой деятельности, оказания платных услуг населению, приглашение на договорных началах специалистов для оказания дополнительных услуг по развитию детей, организация дополнительных групп в вечернее время, сдача в аренду свободных помещений и т.п.) Все это помогает улучшить финансовое обеспечение детских садов за счет собственной предприимчивости.
- 1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
- 2. Значение и особенности периода дошкольного детства.
- 3 2 . Основные понятия дошкольной педагогики.
- 4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (я.А.Коменский, и.Г.Песталоцци, р.Оуэн, ж.-ж.Руссо, ф.Фребель, м.Монтессори).
- 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
- 6. Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- 8. Организация и этапы педагогического исследования.
- 9. Методы педагогического исследования.
- 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
- 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
- 12. Характеристика семьи как социального воспитательного института. Факторы семейного воспитания.
- 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
- 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
- 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
- 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
- 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
- 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
- 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
- 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
- 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
- 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
- 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
- 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
- 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
- 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
- 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
- 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
- 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
- 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
- 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
- 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
- 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
- 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
- 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
- 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
- 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
- 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
- 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
- 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
- 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
- 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
- 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
- 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
- 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
- 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
- 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
- 55. Теоретические основы игры дошкольников.
- 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
- 55. Режиссерская игра дошкольника.
- 56. Театрализованные игры дошкольников.
- 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
- 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
- 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
- 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
- 67. Преемственность в работе детского сада и школы.