5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
Проблемами сюжетно-ролевой игры занимались Д.Б.Эльконин, Д.В.Мвнджерицкая, П.Г.Саморукова, Н.Е.Михайленко, Е.В.Зворыгина и другие. Сюжетно-ролевая игра является одним из средств умственного воспитания, которое заключено в формировании символических действий.
Характерной особенностью игры является применение в ней предметов-заместителей, взятие на себя роли. В игре происходит углубление анализа отображаемых явлений. В сюжетно-ролевой игре формируются нравственные качества личности (настойчивость, ответственность, доброта, честность, самостоятельность и т.д.), коллективные взаимоотношения (умение согласовывать действия). Дети приобретают эмоциональный опыт: сопереживание, переживание. Чувства детей в игре, связанные с проявлением инициативы, творчества, близки эстетическим чувствам - это говорит о том, что сюжетно-ролевая игра является средством эстетического воспитания. Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на физическое развитие детей: совершенствуются разнообразные движения.
Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, сюжет, роли.
Сюжет - отражение детьми в игре определенных действий, событий, взаимоотношений га жизни и деятельности окружающих. Поэтому сюжеты зависят от эпохи, быта, географических и других условий. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем более однообразны сюжеты их игр. Сюжет игры состоит из следующих элементов: действие, персонажи, предметная ситуация. Сюжеты различаются по тематическому содержанию и по структуре. Тематическое содержание сюжетов зависит от конкретных условий жизни детей.
В зависимости от количества элементов и типа связи между ними выделяют следующие структуры сюжетов игры:
1. Сюжеты, включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной предметное ситуации. Связь элементов в этой структуре определяется одной предметной ситуацией.
2. Сюжеты, включающие в себя несколько персонажей с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации. Связь персонажей определяется одной предметной ситуацией.
3. Сюжеты, включающие два взаимодополнительных персонажа, взаимодействующих в одной предметной ситуации. Связь между элементами сюжета задается как бы через функциональное взаимодействие персонажей.
4. Сюжеты, где наряду с функциональным взаимодействием персонажей заданы отношениями между ними.
Игровое действие по форме может быть: предметно-замещающим, изображающим, обозначающим.
Разнообразие сюжетов и содержания определяет необходимость классифицировать их: я) бытовые игры (быт семьи, детского сада); б) игры на тему труда; в) игры с общественной тематикой. На построение сюжета ребенком влияет: игровая культура той игровой группы детей, в которую он включен; игровая традиция.
Ребенок стремится к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре, как отмечают Т.В.Антонова, Л.П.Усова, Д.Б.Эльконин.
Каждая игра имеет частные мотивы: интерес к тем пли иным событиям; к действиям с предметом; стремление к совместной деятельности в обществе привлекательных для ребенка сверстников; придумывание, фантазирование, создание в игре особой действительности
Мотивы игры связаны с возрастом детей и изменяются- на протяжении дошкольного детства, определяя содержание игры. Формируются мотивы под влиянием социальных факторов и зависят от впечатлений, знаний, которые дети получают из самых разных источников: каждодневного жизненного опыта; специального, педагогически организованного ознакомления с явлениями окружающей действительности.
Роль является средством реализации сюжета. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. При этом ребенок отождествляет себя с тем или другим человеком, действует от его имени, соответствующим образом использует те или другие предметы (водит машину как шофер, как врач делает укол, ставит градусник и т.д.), вступает в разнообразные отношения с другими окружающими (внимательно слушает больного, осматривает его и т.д.). Роль отражается в действиях, речи, мимике, пантомимике. К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или детей, действия и поступки которых вызвали наибольшее эмоциональное впечатление, интерес. Чаще всего это мама, воспитатель, учитель, врач, шофер и т.д.
Сюжетно-ролевая игра возникает на пороге третьего года жизни ребенка на основе предметных игр. Основные этапы ее развития были выделены Д.Б.Элькониным.
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые. Действия однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослыми. Самостоятельная игра кратковременно. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заместитель, ранее использованный в игре.
Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры - действия с предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки (или направленности действия) Объединения кратковременны. Основные сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не подбираются, но дети чаще используют одни и те же - любимые. В игре объединяются 2-3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры - по-прежнему действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика, характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, не соотнесенных с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним, и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время."
В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6.
Эти уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи: развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление нх содержания); использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей, руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
азработка проблемы педагогического руководства свэсетно-ролевыми играми началась еще » 30-х годах (Д.В.Менджерицкая, Р.И.Жуковская). Были определэы пути целенаправленного педагогического воздействия на содержание детских игр с целью решения задач нравственного и умственного воспитания дошкольников, были разработаны методы формирования детской игры, педагогические аспекты сочетания разных приемов с целью развития игры и расширения ее влияния на ребенка (Т.А.Маркова, А.И.Матусик, В.Е.Воронова, А. А. Анциферова и др.).
В 60-е годы А.П.Усова впервые сделала объектом специального исследования детские реальные отношения и на основе изучения эта пов игры и уровня детских взаимоотношений определила пути дифференцированного педагогического воздействия на развитие игры и положительных взаимоотношений дошкольников. В 70-е годы продолжаются исследования (Р.А.Иванкова, Н.Е.Михайленко, В.И.Судакова).
На современном этапе также огромное внимание уделяется проблеме руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников (С.Л.Новоселова, Е.В.Зворыгина). В разработке этой проблемы можно выделить направление, для которого свойственно довольно жесткая регламентация игры (К.Я.Вольцис), некоторые авторы допускают возможность руководить игрой при помощи косвенных приемов (Н.В. Седж, Р.Л.Непомнящая). Вместе с тем теоретически обосновано и применяется на практике в детском саду комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми. В нем сочетается в единое целое приобретение детьми знаний об окружающем мире, что дает возможность развивать игровые сюжеты, и создание условий для развития самостоятельности и творчества детей.
Используемые воспитателем приемы руководства играми детей могут быть условно разделены : приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающий в активной деятельности ребенка; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры
- 1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
- 2. Значение и особенности периода дошкольного детства.
- 3 2 . Основные понятия дошкольной педагогики.
- 4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (я.А.Коменский, и.Г.Песталоцци, р.Оуэн, ж.-ж.Руссо, ф.Фребель, м.Монтессори).
- 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
- 6. Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- 8. Организация и этапы педагогического исследования.
- 9. Методы педагогического исследования.
- 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
- 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
- 12. Характеристика семьи как социального воспитательного института. Факторы семейного воспитания.
- 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
- 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
- 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
- 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
- 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
- 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
- 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
- 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
- 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
- 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
- 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
- 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
- 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
- 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
- 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
- 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
- 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
- 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
- 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
- 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
- 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
- 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
- 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
- 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
- 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
- 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
- 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
- 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
- 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
- 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
- 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
- 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
- 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
- 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
- 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
- 55. Теоретические основы игры дошкольников.
- 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
- 55. Режиссерская игра дошкольника.
- 56. Театрализованные игры дошкольников.
- 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
- 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
- 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
- 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
- 67. Преемственность в работе детского сада и школы.