59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности ребенка.
Значение дидактических игр:
- являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, вол», отношения, поступки и поведение вообще;
- выполняют обучающую функцию, являются средством первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой деятельности взрослых;
- развивают сенсорные способности детей с помощью игр по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
- развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь, формируется правильное эвукопроиэношение, развивается связная речь, умение правильно высказывать свои мысли;
- формируют нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности;
- воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой деятельности, желание самим трудиться;
- свода красочным оформлением, художественным исполнением развивают эстетический вкус;
- способствуют физическому развитию: вызывают положительный эмоциональный подъем хорошее самочувствие, развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук.
Структура дидактической игры:
I. Двдактическая задача - подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает из программы воспитания и обучения в детском саду,
2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
- 1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
- 2. Значение и особенности периода дошкольного детства.
- 3 2 . Основные понятия дошкольной педагогики.
- 4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (я.А.Коменский, и.Г.Песталоцци, р.Оуэн, ж.-ж.Руссо, ф.Фребель, м.Монтессори).
- 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
- 6. Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- 8. Организация и этапы педагогического исследования.
- 9. Методы педагогического исследования.
- 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
- 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
- 12. Характеристика семьи как социального воспитательного института. Факторы семейного воспитания.
- 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
- 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
- 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
- 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
- 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
- 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
- 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
- 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
- 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
- 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
- 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
- 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
- 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
- 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
- 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
- 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
- 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
- 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
- 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
- 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
- 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
- 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
- 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
- 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
- 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
- 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
- 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
- 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
- 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
- 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
- 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
- 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
- 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
- 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
- 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
- 55. Теоретические основы игры дошкольников.
- 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
- 55. Режиссерская игра дошкольника.
- 56. Театрализованные игры дошкольников.
- 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
- 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
- 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
- 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
- 67. Преемственность в работе детского сада и школы.