55. Теоретические основы игры дошкольников.
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
I. Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.
2. О социальной природе игры свидетельствует ее историческое происхождение. Игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни. Об историческом происхождении игры впервые говорил Г.В.Плеханов в "Письмах без адреса". Д.Б.Эльконин эту мысль развил в работе "Основные вопросы теории игры". Он рассматривает возникновение и развитие игры с изменением положения ребенка в обществе.
3. О социальной природе свидетельствует то, что содержание основного вида игр- творческих, носит конкретный, исторический характер.
4. Игра может существовать лишь при определенных социальных условиях.
5. Развитие игровой деятельности также свидетельствует о ее социальной природе.
Признавая определяющее значение социальной природы игры, отечественные ученые не отрицают и наличие биологических факторов. И.П.Павлов доказал, что человеку присущи от рождения потребность в движениях, активности, и безотчетное стремление к пониманию, ориентировочно-исследовательский рефлекс, потребность в общении, склонность к подражанию. Эти врожденны свойства нервной системы человека побуждают ребенка к игре. Однако возникнуть игра может только при социальных условиях. Развитие воображения, ориентации в окружающем, позволяет преобразовывать и изменять видимое, включенное в игру. Это проводит ту резкую грань, которая и отличает игру человека от игры животного. Развитие речи ребенка, формирование его мышления на основе II сигнальной системы существенно меняет ориентировочно-исследовательскую деятельность, а следовательно игру.
Биологическая потребность в активном познании окружающего, которая проявляется в игре, очень рано преобразовывается в специальную познавательную деятельность. То обстоятельство, что само преобразование познавательной деятельности ребенка осуществляется в процессе общения со взрослыми, под влиянием обучения и воспитания, дает нам основание говорить о единстве социальной и биологической природы игры. Но социальный фактор играет ведущую роль. Движущей силой развития ребенка, в том числе и развития его игры, является социальное бытие, его непосредственное взаимодействие с окружающим его миром.
Особенности игры как деятельности: отобразительный и действенно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив это переживание ребенком в игре значимых для него сторон действительности, интерес к действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес. Однако, как отмечал Л.С.Выготский - ребенок играет, не осознавая мотивов своей деятельности); в игре присутствует воображаемая ситуация и ее компоненты (роли, сюжет, воображаемое явление); в играх имеются правила (скрытые, вытекающие :з роли, сюжета и открытые, ярко выраженные); активная деятельность воображения; повторность игры и игрового действия (благодаря стремлению к подражанию, ребенок много раз повторяет одни и те же действия, слова, а такое повторение необходимо для психического развития. Именно на повторности построены многие подвижные игры); самостоятельность (эта особенность с особой силой проявляется в творческих играх, где дети самостоятельно выбирают сюжет, развивают его, определяют правила); творческий характер, что позволяет детям проявить инициативу, фантазию в построении сюжета, в выборе содержания, в создании игровой обстановки, з выборе изобразительных средств для выполнения ролей; эмоциональная насыщенность (игра невозможна без чувства радости, удовлетворения, вызывает эстетические эмоции и др.).
Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, характеру, организации, поэтому точная классификация кх затруднительна. Так, Е.А.Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные). П.Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, правила. Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т.Л.Маркова и др.)
А.П.Усова, предложила классифицировать по характеру объединения детей в играх. Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А.В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.
Классы | Виды | Подвиды |
Игры, возникающие по инициативе ребенка | Игры-экспериментирования | С природными объектами, с животными и людьми. Общение с людьми, со специальными игрушками для экспериментирования |
| сюжетные самодеятельные игры | сюжетно-отобраэительные Сюжетно-ролевые Режиссерские Театрализованные |
Игры, связанные с исходной инициативой взрослого | Обучающие игры | Автодидактические предметные. Сюжетно-дидактичвекие. Подвижные Музыкальные Учебно-предметные дидактические. |
| Досуговые игры | Интеллектуальные Забавы Развлечения Театральные Празднично-карнавальные Компьютерные |
Игры народные, идущие от исторических традиций, относа | Обрядовые игры | Культовые Семейные Сезонные |
| Тренинговые игры | Интеллектуальные Сенсомоторные Адаптивные |
| Досуговые игры | Игрища Тихие Забавляющие Развлекавшие |
С точки зрения отношения детей к игре Партен выделила б типов поведения и соответственно 6 видов игр дошкольников.
1. Неигровое поведение: ребенок не играет, но занят чем-то таким:, что вызывает у него быстро проходящий интерес.
2. игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.
3. Игра в одиночестве: ребенок играет е игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.
4. Параллельная игра: ребенок играет один, однако е непосредственной близости от других играющих детей.
5. Связанная игра: ребенок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а лишь обмен игрушками.
6. Совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определенного результата.
Партен сделала вывод, что первые три типа (так называемые изолированные игры) более характерны для детей в возрасте от одного года до трех лет, а социальные игры (связанные и совместные) - для дошкольников. Увеличение количества групповых игр и игр с воспроизведением бытовых жанровых сценок (драматических игр) у старших дошкольников связано, по всей вероятности, с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам сверстников.
В советской педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложен исследователями - Е.А.Флериной, Е.И.Тихеевой, Е.А.Аркиным (20-30-е годы); позднее игре были.посвящены работы Р.Я.Лехтван-Абрамо-вич, Ф.И.Фрадкиной, Н.Ы.Аксариной, А.П.Усовой, Д.В.Менджериц-кой, Р.И.Жуковской, Т.А.Марковой. В 70-е годы появились публикации по этой проблеме таких ученых, как Р.А.Йванкова, Н.Я. Ыихайленко, В.И.Чудакова и др. Последнее время уделяется внимание проблеме формирования игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в исследованиях С.Л.Новоселовой, С.В.Зворыгиной, А.А.Парамоновой, Н.Н.Палагиной и др.
- 1. Характерные черты дошкольной педагогики как науки, предмет ее изучения.
- 2. Значение и особенности периода дошкольного детства.
- 3 2 . Основные понятия дошкольной педагогики.
- 4. История развития дошкольной педагогики как науки за рубежом (я.А.Коменский, и.Г.Песталоцци, р.Оуэн, ж.-ж.Руссо, ф.Фребель, м.Монтессори).
- 5. Вклад российских педагогов в развитие дошкольной педагогики (л.Н.Толстой, к.Д.Ушинский, п.Ф.Лесгафт, а.С.Симонович, е.Н. Водовозова).
- 6. Источники развития дошкольной педагогики как науки.
- 7. Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.
- 8. Организация и этапы педагогического исследования.
- 9. Методы педагогического исследования.
- 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
- 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
- 12. Характеристика семьи как социального воспитательного института. Факторы семейного воспитания.
- 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
- 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
- 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
- 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
- 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
- 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
- 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
- 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
- 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
- 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
- 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
- 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
- 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
- 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
- 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
- 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
- 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
- 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
- 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
- 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
- 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
- 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
- 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
- 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
- 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
- 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
- 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
- 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
- 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
- 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
- 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
- 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
- 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
- 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
- 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
- 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
- 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
- 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
- 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
- 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
- 55. Теоретические основы игры дошкольников.
- 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
- 55. Режиссерская игра дошкольника.
- 56. Театрализованные игры дошкольников.
- 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
- 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
- 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
- 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
- 67. Преемственность в работе детского сада и школы.