39. Становление педагогических традиций в Античном мире.
В античной философии нашли отражение мысли о воспитании, организации обучения, значении образования для развития человека. Так, древнегреческий философ, ученый и энциклопедист Демокрит (460–370 до н. э.) предложил развернутую теорию познания. В познании он выделял две разновидности знания: чувственное и рассудочное, причем, по мнению Демокрита, чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания. Впервые в истории педагогической мысли Демокрит высказал императив о необходимости сообразовывать воспитание и развитие с внутренней природой ребенка (принцип природосообразности), которую он назвал «микрокосмом». Философ обосновывал важность семейного воспитания как значимого этапа в развитии ребенка, в котором пример родителей играет решающую роль. В обучении Демокрит выделял упражнение, основанное на сознательном интересе к изучаемому предмету.
Один из родоначальников диалектики, древнегреческий философ Сократ (470–399 до н. э.), определял цель воспитания не как овладение совокупностью давно установленных моральных норм и нравственных правил, а как развитие мыслительных способностей человека. По мнению Сократа, каждый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость.
Достижение цели воспитания возможно через диалог, спор, беседу. Как учитель Сократ смог подняться на вершину педагогического мастерства, доведя до совершенства технологию нового по тем временам метода – диалога с учеником, или сократической беседы. Он впервые стал использовать в процессе обучения абстрактные понятия и индуктивные доказательства, заложил основы продуктивных методов обучения. В начале диалога задача педагога состояла в том, чтобы дать ученику увидеть проблему там, где он ее ранее не видел. Следующая часть сократической беседы называлась майев-тикой (от греч. maieutike – повивальное искусство, в переносном значении – облегчение нахождения истины), когда педагог с помощью наводящих вопросов учил ребенка извлекать истину (ср.: «В споре рождается истина»). Наконец, в финале диалога формулировалось общее понятие или определение. Сократические беседы произвели революцию не только в обучении и воспитании, но и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философской и общественной мысли.
- 1. Профессиональная деятельность и личность педагога
- 2. Общая и профессиональная культура педагога
- 3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога
- 4. Педагогика как наука, ее объект и предмет
- 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- 6. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- 7. Структура педагогической науки
- 4) Производственная педагогика
- 8. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
- 9. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогика и другие науки
- 10. Понятие методологии педагогической науки.
- 11.Научные исследования в педагогике.
- 12. Методы и логика педагогического исследования.
- 13.Сущность образовательного процесса.
- 14.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 15.Закономерности и принципы обучения.
- 16.Анализ современных дидактических концепций.
- 17.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 18.Целостность учебно-воспитательного процесса
- 19. Двусторонний и личностный характер обучения.
- 20.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 21.Государственный образовательный стандарт
- 22.Методы и средства обучения.
- 23.Современные модели организации обучения.
- 24.Типология и многообразие образовательных учреждений.
- 25.Авторские школы.
- 26. Инновационные образовательные процессы.
- 27. Сущность воспитания.
- 28. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса.
- 29.Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- 30.Базовые теории воспитания и развития личности.
- 32.Система форм и методов воспитания.
- 33.Педагогическое взаимодействие в воспитании.
- 34. Понятие о воспитательных системах.
- 1. Совокупность педагогических целей, выраженная в исходной концепции.
- 35.Коллектив как объект и субъект воспитания.
- 36. Национальное своеобразие воспитания.
- 37.Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе.
- 38. Образование в древнейших государствах.
- 39. Становление педагогических традиций в Античном мире.
- 40. Развитие педагогических традиций христианских цивилизаций.
- 41. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения.
- 42. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки
- 43. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения.
- 44. Век Просвещения в России.
- 45. Педагогическая система швейцарского педагога и.Г.Песталоцци.
- 46. Классики немецкой педагогики.
- 47. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России. Педагогика России XIX века.
- 48. Педагогика России конца XIX–нач.XX.Вв (п.Ф.Каптерев, в.В.Розанов,к.Вентцель).
- 49. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления.
- 50. Отечественная педагогика XX-нач.XXI века.