logo
Ответы к экзамену по педагогике

7. Структура педагогической науки

Задачи педагогической науки

1. Выявление закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.

2. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

3. Внедрение результатов исследований в практику.

4. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Функции педагогики как науки обусловлены ее предметом:

1. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

1) описательном, или объяснительном, – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

2) диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

3) прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику.Прогностическая функция предполагает обоснованное предвидение развития педагогической реальности.

4) Аналитическая функция педагогики состоит в анализе, обобщении, интерпретации и оценке педагогического опыта. А также в теоретическом изучении, описании и объяснении сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса воспитания.

2. Технологическая функция педагогики также имеет три уровня:

К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся:

1.Общая педагогика 

2. Возрастная педагогика 

3. Коррекционная педагогика

4. История педагогики 

5. Психопедагогика

6. Отраслевая педагогика:

1) педагогика высшей школы 

2) педагогика среднего специального образования 

3) педагогика профессионально-технического образования