50. Отечественная педагогика XX-нач.XXI века.
Педагогические идеи А.С. Макаренко. Педагогическая система А.С. Макаренко является высоко гуманной. Веря в лучшее в ребенке, опираясь на лучшее в нем, ставя каждого ребенка в защищенное положение, важным принципом воспитания он считает единство уважения и требовательности. Своим педагогическим опытом А.С. Макаренко доказал, что нет морально дефективных детей, что правонарушения несовершеннолетних - это результат тяжелых социальных условий, в которых дети оказались. Антон Семенович утверждал: «Никаких особых правонарушителей нет, а есть люди, попавшие в бедственное положение. Я очень ясно понимал, что если бы в детстве попал в такое же положение и я был бы таким, как они. Всякий нормальный ребенок, оказавшийся на улице без помощи, без общества, без коллектива, без друзей, без опыта, с истрепанными нервами, без перспективы -нормальный ребенок будет вести себя так.
А.С. Макаренко разрабатывал педагогику руководства, большое внимание, уделяя целенаправленному формированию социально значимых качеств личности. Так, говоря, например, о воспитании дисциплины, он считал, что это, прежде всего моральное качество и воспитывается на протяжении многих лет на основе четко отлаженного режима жизни школы. Цели воспитания исходят из социального заказа. Осмыслению реально достижимых целей А.С. Макаренко уделял большое внимание
А.С. Макаренко разработал теорию коллектива на социальной основе, доказывал, что гуманного, разносторонне развитого человека можно воспитать лишь в коллективе. «Достойной нашей эпохи организационной задачей может быть только создание метода, который будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развить свои особенности, сохранить свою индивидуальность».
Такой организационной формой он считал коллектив, так как социалистическое общество основано на принципе коллективизма. Эта глубокая мысль о коллективности до конца ещё не оценена и в настоящее время.
- 1. Профессиональная деятельность и личность педагога
- 2. Общая и профессиональная культура педагога
- 3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога
- 4. Педагогика как наука, ее объект и предмет
- 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- 6. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- 7. Структура педагогической науки
- 4) Производственная педагогика
- 8. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
- 9. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогика и другие науки
- 10. Понятие методологии педагогической науки.
- 11.Научные исследования в педагогике.
- 12. Методы и логика педагогического исследования.
- 13.Сущность образовательного процесса.
- 14.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 15.Закономерности и принципы обучения.
- 16.Анализ современных дидактических концепций.
- 17.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 18.Целостность учебно-воспитательного процесса
- 19. Двусторонний и личностный характер обучения.
- 20.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 21.Государственный образовательный стандарт
- 22.Методы и средства обучения.
- 23.Современные модели организации обучения.
- 24.Типология и многообразие образовательных учреждений.
- 25.Авторские школы.
- 26. Инновационные образовательные процессы.
- 27. Сущность воспитания.
- 28. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса.
- 29.Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- 30.Базовые теории воспитания и развития личности.
- 32.Система форм и методов воспитания.
- 33.Педагогическое взаимодействие в воспитании.
- 34. Понятие о воспитательных системах.
- 1. Совокупность педагогических целей, выраженная в исходной концепции.
- 35.Коллектив как объект и субъект воспитания.
- 36. Национальное своеобразие воспитания.
- 37.Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе.
- 38. Образование в древнейших государствах.
- 39. Становление педагогических традиций в Античном мире.
- 40. Развитие педагогических традиций христианских цивилизаций.
- 41. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения.
- 42. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки
- 43. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения.
- 44. Век Просвещения в России.
- 45. Педагогическая система швейцарского педагога и.Г.Песталоцци.
- 46. Классики немецкой педагогики.
- 47. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России. Педагогика России XIX века.
- 48. Педагогика России конца XIX–нач.XX.Вв (п.Ф.Каптерев, в.В.Розанов,к.Вентцель).
- 49. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления.
- 50. Отечественная педагогика XX-нач.XXI века.