47. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России. Педагогика России XIX века.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.), пожалуй, самая заметная фигура в истории отечественной педагогики. Уроженец Тулы, он получил начальное воспитание в имении родителей в Черниговской губернии, затем обучался в Новгород-Северской гимназии, после которой поступил на юридический факультет Московского университета и блестяще окончил его в 1844 г.
Общественно-педагогической деятельностью Ушинский начал заниматься с 1846 г., с момента получения должности и.о. профессора в Ярославском (Демидовском) юридическом лицее, где наряду с преподавательской деятельностью вел и большую научно-теоретическую работу, проявляя новаторство и смелость в суждениях (статья "О камеральном образовании"). Проработав некоторое время после ухода из лицея (1849 г.) в Министерстве внутренних дел, в 1854 г. он вновь вернулся к педагогической деятельности, занимая должности учителя географии и словесности, а затем инспектора (заведующего учебной частью) Гатчинского сиротского института, откуда в 1859 г. перешел на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц. Работая там, Ушинский одновременно был и редактором "Журнала Министерства народного просвещения"(1860-1861 гг.). В Смольном институте он начал борьбу за реформирование сложившейся в заведении системы образования, насаждавшей порядки и нравы женского монастыря. Однако консервативное начальство противилось нововведениям и добилось в 1862 г. ухода талантливого, но своенравного педагога. С этого момента и до конца своей жизни Ушинский полностью посвятил себя теоретической и методической работе.
Ушинского справедливо называют основоположником отечественной научной педагогики. Это, безусловно, не означает, что история русской научно-педагогической мысли начинается именно с него. Просто он впервые в России систематизировал научно-педагогические знания и оформил педагогику как науку. Как известно, любая наука, также как и любая педагогическая система или учение, базируются на определенном научно-философском фундаменте. Ушинский это понимал и неоднократно подчеркивал, что "педагогика все же наука философская" и поэтому требует единства идей. И, не являясь явным сторонником какого-либо философского учения или направления (в его мировоззрении переплетаются и идеалистические и материалистические подходы), сумел связать воедино свои научные пристрастия и взгляды и на их основе выстроить целостное педагогическое учение. Для Ушинского педагогика это прежде всего наука о воспитании, а воспитание - целенаправленный процесс формирования "человека в человеке". Воспитание он рассматривал как социальное явление, имеющее свои объективные законы, которые необходимо знать и которыми необходимо руководствоваться в педагогической деятельности.
- 1. Профессиональная деятельность и личность педагога
- 2. Общая и профессиональная культура педагога
- 3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога
- 4. Педагогика как наука, ее объект и предмет
- 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- 6. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- 7. Структура педагогической науки
- 4) Производственная педагогика
- 8. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
- 9. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогика и другие науки
- 10. Понятие методологии педагогической науки.
- 11.Научные исследования в педагогике.
- 12. Методы и логика педагогического исследования.
- 13.Сущность образовательного процесса.
- 14.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 15.Закономерности и принципы обучения.
- 16.Анализ современных дидактических концепций.
- 17.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 18.Целостность учебно-воспитательного процесса
- 19. Двусторонний и личностный характер обучения.
- 20.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 21.Государственный образовательный стандарт
- 22.Методы и средства обучения.
- 23.Современные модели организации обучения.
- 24.Типология и многообразие образовательных учреждений.
- 25.Авторские школы.
- 26. Инновационные образовательные процессы.
- 27. Сущность воспитания.
- 28. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса.
- 29.Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- 30.Базовые теории воспитания и развития личности.
- 32.Система форм и методов воспитания.
- 33.Педагогическое взаимодействие в воспитании.
- 34. Понятие о воспитательных системах.
- 1. Совокупность педагогических целей, выраженная в исходной концепции.
- 35.Коллектив как объект и субъект воспитания.
- 36. Национальное своеобразие воспитания.
- 37.Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе.
- 38. Образование в древнейших государствах.
- 39. Становление педагогических традиций в Античном мире.
- 40. Развитие педагогических традиций христианских цивилизаций.
- 41. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения.
- 42. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки
- 43. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения.
- 44. Век Просвещения в России.
- 45. Педагогическая система швейцарского педагога и.Г.Песталоцци.
- 46. Классики немецкой педагогики.
- 47. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России. Педагогика России XIX века.
- 48. Педагогика России конца XIX–нач.XX.Вв (п.Ф.Каптерев, в.В.Розанов,к.Вентцель).
- 49. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления.
- 50. Отечественная педагогика XX-нач.XXI века.