44. Век Просвещения в России.
XVIII век занимает особое место в истории образования в России: именно в этом столетии создается светская школа, предпринята попытка создать государственную систему образования, разработаны основы светского обучения и воспитания.
Реформы петровского времени, необходимость практического осуществления экономических, политических. военных и культурных преобразований еще более обострили потребность в образованных людях. Приглашение нужных специалистов из европейских стран и обучение российской молодежи за границей не могли обеспечить решение этой проблемы. Развитие образования и просвещения в России становится важной государственной задачей.
В начале века в России появились государственные школы различных типов. Эти школы отличались практической направленностью и в то же время не были узкопрофессиональными. В них не только готовили специалистов различных профилей, но и давали общее образование (русский и иностранные языки, арифметика, философия, политика и пр.) В большинстве школ были подготовительные отделения, где обучались чтению, письму и арифметике.
Первой была открыта в 1701 г. школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне в Москве. Директором школы назначили приглашенного из Абердинского университета (Англия) профессора Г. Фарварсона. В школе преподавал крупный русский просветитель, автор учебного пособия по математике Л. Ф. Магницкий. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Науки изучались последовательно, по мере их освоения ученики переходили из класса в класс. Готовили в школе моряков, инженеров, артиллеристов. В 1715 г. старшие классы навигацкой школы были переведены в Петербург, на базе их была создана Морская академия.
В столичных городах были учреждены также артиллерийская (Пушкарская), инженерная, медицинская школы. При олонецких и уральских заводах по инициативе В. Н. Татищева были созданы горнозаводские училища. Центром профессионального образования в Москве продолжала оставаться Славяно-греко-латинская академия, в которой в 1716 г. обучалось до 400 студентов.
В петровское время в профессиональные школы принимали дворян и разночинцев. Указами 1714 г. (вскоре отмененными) была введена обязательная учебная повинность для детей дворян, дьяков и подъячих. Ученикам запрещалось жениться до тех пор, пока они не окончат цифирную школу.
Возникшие по инициативе Петра цифирные школы были типом начальной общеобразовательной школы с математическим уклоном. В качестве учителей в каждую губернию были отправлены по два выпускника навигацкой школы. К 1725 г. в стране существовали 42 цифирные школы. Создавались также гарнизонные (для солдатских детей) и епархиальные начальные школы.
- 1. Профессиональная деятельность и личность педагога
- 2. Общая и профессиональная культура педагога
- 3. Профессионально-личностное становление и развитие педагога
- 4. Педагогика как наука, ее объект и предмет
- 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
- 6. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
- 7. Структура педагогической науки
- 4) Производственная педагогика
- 8. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
- 9. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогика и другие науки
- 10. Понятие методологии педагогической науки.
- 11.Научные исследования в педагогике.
- 12. Методы и логика педагогического исследования.
- 13.Сущность образовательного процесса.
- 14.Сущность, движущие силы, противоречия и логика образовательного процесса.
- 15.Закономерности и принципы обучения.
- 16.Анализ современных дидактических концепций.
- 17.Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
- 18.Целостность учебно-воспитательного процесса
- 19. Двусторонний и личностный характер обучения.
- 20.Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
- 21.Государственный образовательный стандарт
- 22.Методы и средства обучения.
- 23.Современные модели организации обучения.
- 24.Типология и многообразие образовательных учреждений.
- 25.Авторские школы.
- 26. Инновационные образовательные процессы.
- 27. Сущность воспитания.
- 28. Место воспитания в целостной структуре образовательного процесса.
- 29.Движущие силы и логика воспитательного процесса.
- 30.Базовые теории воспитания и развития личности.
- 32.Система форм и методов воспитания.
- 33.Педагогическое взаимодействие в воспитании.
- 34. Понятие о воспитательных системах.
- 1. Совокупность педагогических целей, выраженная в исходной концепции.
- 35.Коллектив как объект и субъект воспитания.
- 36. Национальное своеобразие воспитания.
- 37.Возникновение воспитания и обучения в первобытном обществе.
- 38. Образование в древнейших государствах.
- 39. Становление педагогических традиций в Античном мире.
- 40. Развитие педагогических традиций христианских цивилизаций.
- 41. Воспитание и система образования в эпоху Возрождения.
- 42. Я.А.Коменский – основоположник педагогической науки
- 43. Педагогика и школа Западной Европы в эпоху Просвещения.
- 44. Век Просвещения в России.
- 45. Педагогическая система швейцарского педагога и.Г.Песталоцци.
- 46. Классики немецкой педагогики.
- 47. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической науки в России. Педагогика России XIX века.
- 48. Педагогика России конца XIX–нач.XX.Вв (п.Ф.Каптерев, в.В.Розанов,к.Вентцель).
- 49. Зарубежная гуманистическая педагогика: основные направления.
- 50. Отечественная педагогика XX-нач.XXI века.