Просветительские идеи я. Коласа, а. Богдановича
(Якуб Колас) – яркий представитель белорусской педагогической мысли периода конец XIX - начало XX вв. Анализ биографических данных и Я. Коласа свидетельствуют о том. что он преподавали в начальных школах вышеотмеченного периода. После окончания Несвижской учительской семинарии (1902 г.) Я. Колас приступил к педагогической деятельности на Полесье, вначале в д. Люсино, затем в Пинковичах Пинского уезда., в Верхменском народном училище Игуменского уезда Миской губернии.
Огромной заслугой Я. Коласа как педагога выступает его деятельность по открытию первых национальных белорусских школ в Гродненской и Минской губерниях. Особенностью таких школ являлось то, что преподавание в них осуществлялось на родном языке учащихся.
Я. Колас был глубоко убежден в том, что воспитание любви к родному языку является неотъемлемым компонентом формирования патриотизма у младших школьников. Именно поэтому вместе с преподавательской деятельностью и Я. Колас занимался написанием учебных книг для учащихся-белорусов. «Другое чытанне для дзяцей беларусау» (1909 г.) Я. Коласа активно использовались в качестве учебников в национальных белорусских школах периода конца XIX - начало XX вв.
Следует отметить, что приведенный на страницах вышеперечисленных книг фольклор, а также произведения самого автора позволяли детям осознать чарующую красоту и неповторимость белорусского края, познакомиться с традициями и обычаями своего народа, а также прочувствовать звучание родной речи, увидеть ее запечатленной в письменном виде. В свою очередь, это содействовало развитию у младших школьников любви к своему народу, природе, Родине, языку.
Я. Колас ясно осознавал, насколько важную роль в формировании патриотизма у маленького человека играет личность учителя, а потому предъявлял к нему такие требования, как любовь к родному краю, языку и другие. Учитель - это, в первую очередь, «борец за народное счастье, широко образованный и культурный человек, луч света в темной деревне». Я. Колас по праву считается педагогом-патриотом Беларуси периода конец XIX - начало XX вв. Его идеи о формирования у младших школьников любви к родному языку, традициям и обычаям своего народа и другие и не потеряли своей актуальности и в наши дни. Поэтому знакомство с наследием белорусских педагогов имеет не только исторический, но и практический интерес.
А. Е. Богданович – отец белорусского поэта М. Богдановича, прогрессивный педагог, этнограф, лингвист. К его наиболее известным педагогическим статьям относят «Педагогические воззрения белорусского народа» и «Школьная страда». В них он вскрыл пороки существующей школьной системы, подверг резкой критике постановку начального и среднего образования, осуждал отрыв учебного дела от воспитательной работы. Резко выступал против зубрежки. Считал, что каждый предмет имеет образовательное и воспитательное значение.
Считал любовь к Родине неотъемлемым качеством гармонически развитой личности. Воспитанию любви к родине должен служить родной язык, произведения народного творчества, художественна и историческая литература. Предъявлял к учителю высокие требования и требовал от него эрудиции, авторитета, творческого подхода к педагогической деятельности.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Теории возникновения воспитания в первобытном обществе
- История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина
- Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте
- Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ.
- Характеристика Средневековья. Церковное воспитание (7 свободных искусств) и воспитание светских феодалов.
- 7.Гуманистический идеал эпохи Возрождения в работах м. Монтеня, ф. Рабле, т. Мора, т. Кампанеллы, в. Да Фельтре
- Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки
- Классно-урочная система Коменского
- Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»
- Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
- Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
- Проект Локка о рабочих школах
- Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе ж. Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»
- Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
- Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
- Теория элементарного образования Песталоцци
- Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
- Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
- Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
- Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
- Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
- Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
- Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
- 27.Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках. Педагогические взгляды ф. Скорины, с. Будного, с. Полоцкого.
- 28.Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
- 29.Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
- Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
- Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
- Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
- Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»)
- Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
- А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
- Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
- Идея общечеловеческого воспитания и проекта школьной реформы в н.Н. Пирогова
- Н.И. Пирогов о семейном воспитании детей (по работе «Дневник старого врача»)
- Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
- К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
- Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
- Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
- Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
- Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
- Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
- Педагогические идеи е. Н. Водовозовой.
- Просветительские идеи я. Коласа, а. Богдановича
- Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
- Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко
- Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
- Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
- А. С. Макаренко о семейном воспитании. Виды родительского авторитета (по работе «Лекции о воспитании детей»)
- Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
- В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
- Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
- Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
- Т. С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
- 58 П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
- 59. Требования п. П. Блонского к личности учителя новой «трудовой школы» (по работе «Задачи новой трудовой школы»
- 60. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
- 61. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
- 62. Приоритетные проблемы воспитания на современном этапе
- 63. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования