Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»)
Будучи человеком передовых взглядов, В. Ф. Одоевский мечтал о распространении подлинно научных знаний среди широких масс народа, он выступал за, отмену крепостного права и отдал много сил деятельности по улучшению условий жизни столичной бедноты и просвещения народа. С 1846 по 1855 г. он состоял председателем “Общества посещения бедных”.
В. Ф. Одоевский был организатором и руководителем первых детских приютов в России, созданных им в системе государственных учреждений с привлечением средств и сил общественной благотворительности. Он разработал “Положение о детских приютах и “Наказ лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами”, по которым с 1839 г. работали эти учреждения. При разработке этих важных законодательных документов Одоевский учел успешный педагогический опыт школы для малолетних детей Е. О. Гугеля, а также зарубежных детских учреждений.
Согласно “Положению...” приюты состояли в ведении Комитета главного попечительства о детских приютах, находившегося под покровительством царицы. Комитет должен был издавать для детских приютов учебные пособия и руководства.
В 1839 г. В. Ф. Одоевский был назначен правителем дел Комитета главного попечительства о детских приютах, он стал его душой и подлинным руководителем.. Согласно документам, разработанным Одоевским, детские приюты должны были:
1) предоставлять убежище бедным детям, остающимся без надзора во время дневных работ их родителей, убежище, которое до некоторой степени заменило бы им семью;
2) внушать детям “чувство доброй нравственности и к этой цели направлять детские занятия и игры;
3) приучать детей к порядку и опрятности, развивать их умственные способности путем наглядного изучения простых предметов, их окружающих;
4) дать детям элементарные знания об окружающем, навыки ремесла и рукоделия. Дети должны были находиться в приютах с 7 часов утра до 8—9 часов вечера. Жизнь в детском приюте, по мысли Одоевского, должна была быть организована на семейных началах, чтобы смотрительницы всячески заботились о детях. Смотрительниц следовало назначать в первую очередь из числа - окончивших женские учебные заведения и практиканток, уже работавших с детьми в приютах. При выборе их нужно было обращать главное внимание на их нравственно-религиозные качества, педагогические склонности, на то, чтобы они любили детей. Пример поведения смотрительницы Одоевский считал важнейшим средством нравственного воспитания детей. “Наказание должно соразмеряться с важностью проступка, но никогда в приюте дитя не должно быть наказано телесно”.
Работа многих детских приютов в действительности была далека от идей Одоевского. Занятия проводились однообразно, режим жизни детей приближался к казарменному, игры были редким явлением. Внимание обращалось главным образом на религиозное воспитание и внешний порядок, на занятия детей рукоделием и ремеслами.
После отстранения В. Ф. Одоевского в 1841 г. от должности правителя дел Комитета его идеи, положенные в основу работы созданных им учреждений, уступили место методам официальной педагогики николаевского времени, ценившей более всего муштру и зубрежку.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Теории возникновения воспитания в первобытном обществе
- История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина
- Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте
- Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ.
- Характеристика Средневековья. Церковное воспитание (7 свободных искусств) и воспитание светских феодалов.
- 7.Гуманистический идеал эпохи Возрождения в работах м. Монтеня, ф. Рабле, т. Мора, т. Кампанеллы, в. Да Фельтре
- Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки
- Классно-урочная система Коменского
- Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»
- Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
- Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
- Проект Локка о рабочих школах
- Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе ж. Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»
- Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
- Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
- Теория элементарного образования Песталоцци
- Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
- Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
- Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
- Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
- Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
- Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
- Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
- 27.Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках. Педагогические взгляды ф. Скорины, с. Будного, с. Полоцкого.
- 28.Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
- 29.Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
- Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
- Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
- Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
- Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»)
- Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
- А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
- Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
- Идея общечеловеческого воспитания и проекта школьной реформы в н.Н. Пирогова
- Н.И. Пирогов о семейном воспитании детей (по работе «Дневник старого врача»)
- Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
- К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
- Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
- Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
- Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
- Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
- Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
- Педагогические идеи е. Н. Водовозовой.
- Просветительские идеи я. Коласа, а. Богдановича
- Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
- Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко
- Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
- Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
- А. С. Макаренко о семейном воспитании. Виды родительского авторитета (по работе «Лекции о воспитании детей»)
- Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
- В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
- Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
- Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
- Т. С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
- 58 П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
- 59. Требования п. П. Блонского к личности учителя новой «трудовой школы» (по работе «Задачи новой трудовой школы»
- 60. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
- 61. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
- 62. Приоритетные проблемы воспитания на современном этапе
- 63. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования