А. С. Макаренко о семейном воспитании. Виды родительского авторитета (по работе «Лекции о воспитании детей»)
А. С. Макаренко внес много нового, оригинального в освещение проблемы семейного воспитания. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы.
Главнейшим условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут дружно между собой и с детьми, где царствуют любовь и взаимное уважение, где имеет место четкий режим и трудовая деятельность. Каждая семья, говорил Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитываются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, способность ориентировки и оперативность. Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещение детьми театра, кино и т. п. Большое место в жизни детей он отводил эстетическому воспитанию.
Макаренко дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родительского авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо и поведение, требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, сознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание.
Виды ложного авторитета:
Авторитет расстояния, родители убеждены, что нужно от детей находиться подальше, в таких семьях дети отданы на воспитание дедушкам и бабушкам или в круглосуточных дошкольных заведениях. Выходные родители тоже проводят без детей, а родительская ласка сводится к покупке новой игрушки или сладости.
Авторитет педантизма- как отец сказал, так и должно быть.
Авторитет резонерства – в таких семьях родители заедают детей бесконечными назиданиями и поучениями.
Авторитет любви – самый распространенный вид ложного авторитета, слова ласки и любви сыплются в большом количестве, и дети понимают что к любви можно подыгрываться.
Авторитет дружбы – родители и дети неправильно понимают взаимоотношения, вместо мама и папа дети называют родителей Петя и Маша.
- Теории возникновения воспитания в первобытном обществе
- История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина
- Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте
- Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ.
- Характеристика Средневековья. Церковное воспитание (7 свободных искусств) и воспитание светских феодалов.
- 7.Гуманистический идеал эпохи Возрождения в работах м. Монтеня, ф. Рабле, т. Мора, т. Кампанеллы, в. Да Фельтре
- Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки
- Классно-урочная система Коменского
- Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»
- Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
- Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
- Проект Локка о рабочих школах
- Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе ж. Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»
- Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
- Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
- Теория элементарного образования Песталоцци
- Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
- Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
- Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
- Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
- Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
- Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
- Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
- 27.Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках. Педагогические взгляды ф. Скорины, с. Будного, с. Полоцкого.
- 28.Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
- 29.Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
- Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
- Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
- Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
- Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»)
- Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
- А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
- Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
- Идея общечеловеческого воспитания и проекта школьной реформы в н.Н. Пирогова
- Н.И. Пирогов о семейном воспитании детей (по работе «Дневник старого врача»)
- Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
- К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
- Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
- Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
- Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
- Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
- Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
- Педагогические идеи е. Н. Водовозовой.
- Просветительские идеи я. Коласа, а. Богдановича
- Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
- Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко
- Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
- Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
- А. С. Макаренко о семейном воспитании. Виды родительского авторитета (по работе «Лекции о воспитании детей»)
- Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
- В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
- Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
- Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
- Т. С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
- 58 П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
- 59. Требования п. П. Блонского к личности учителя новой «трудовой школы» (по работе «Задачи новой трудовой школы»
- 60. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
- 61. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
- 62. Приоритетные проблемы воспитания на современном этапе
- 63. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования