Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
В первой половине XX столетия в мировой школе и педагогике происходили существенные сдвиги. Этому способствовали многие важные факторы: возрастающий объем знаний, умений, навыков, которые должны были усвоить учащиеся, результаты исследований о природе детства. Система образования подверглась острой критике. Школа воспринималась как устаревшая, не соответствовавшая уровню производства, науки и культуры, не отвечавшая потребностям подрастающего поколения, нуждавшегося в качественно иной подготовке. Потребность в обновлении школы и педагогики становилась все более актуальной
В первой половине XX в. в зарубежной педагогике прослеживаются две основные парадигмы. Одна из них — педагогический традиционализм — продолжение прежней педагогической мысли. Другая — новое воспитание, или реформаторская педагогика, — определенная альтернатива такой традиции.
К традиционализму относились, прежде всего, социальная педагогика, религиозная педагогика и педагогика, ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования. Подчеркнем, что педагоги-традиционалисты, так или иначе, размышляли в русле этих педагогических течений.
Представители социальной педагогики (Э. Дюркгейм — Франция, В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер — Германия, Б. Рассел, М. Макмиллан, С. Айзеке — Англия, Р. Зейдель — Швейцария и др.) главным источником педагогической науки и практики считали социально-историческое знание.
В начале XX в. новая теоретическая база деятельности школы была выработана т. н. реформаторской педагогикой (новым воспитанием).Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционалисты искали пути формирования личности на протяжении всего периода детства.Реформаторская педагогика провозглашала идею развития личности, прежде всего, на основе врожденных способностей. Особенно заметно подобный педоцентризм был распространен в английской педагогической мысли (С. Берт, Дж. Адаме, Дж. Адамсон). Антитрадиционалисты предложили ряд педагогических концепций и идей: свободного воспитания, экспериментальной педагогики, прагматической педагогики, педагогики личности, функциональной педагогики, воспитания посредством искусств, трудового обучения и воспитания и др.
Так, кредо антитрадиционализма нашло отчетливое выражение в идеях свободного воспитания, манифестом которого стала книга шведского педагога Эллен Кей (1849—1926) "Век ребенка" (русский перевод в 1905 г .), где предлагалась педагогическая формула Vom Kinde aus — исходя из ребенка. Приверженцев свободного воспитания объединяло отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта.
Заметным событием в антитрадиционном воспитании стало зарождение экспериментальной педагогики. Ее представители — А. Лай и Э. Мейман (Германия), А. Бине (Франция), О. Декроли (Бельгия), П. Бове и Э. Клапаред (Швейцария), Э. Торндайк, У. Килпатрик (США) и др. — провели исследования, которые, по убеждению А. Бине, позволили "выдвинуть на первый план психологию ребенка, чтобы из нее с математической точностью вывести воспитание, которое он должен получить.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Теории возникновения воспитания в первобытном обществе
- История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина
- Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте
- Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ.
- Характеристика Средневековья. Церковное воспитание (7 свободных искусств) и воспитание светских феодалов.
- 7.Гуманистический идеал эпохи Возрождения в работах м. Монтеня, ф. Рабле, т. Мора, т. Кампанеллы, в. Да Фельтре
- Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки
- Классно-урочная система Коменского
- Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»
- Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
- Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
- Проект Локка о рабочих школах
- Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе ж. Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»
- Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
- Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
- Теория элементарного образования Песталоцци
- Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
- Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
- Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
- Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
- Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
- Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
- Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
- 27.Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках. Педагогические взгляды ф. Скорины, с. Будного, с. Полоцкого.
- 28.Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
- 29.Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
- Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
- Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
- Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
- Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»)
- Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
- А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
- Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
- Идея общечеловеческого воспитания и проекта школьной реформы в н.Н. Пирогова
- Н.И. Пирогов о семейном воспитании детей (по работе «Дневник старого врача»)
- Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
- К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
- Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
- Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
- Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
- Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
- Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
- Педагогические идеи е. Н. Водовозовой.
- Просветительские идеи я. Коласа, а. Богдановича
- Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
- Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко
- Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
- Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
- А. С. Макаренко о семейном воспитании. Виды родительского авторитета (по работе «Лекции о воспитании детей»)
- Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
- В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
- Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
- Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
- Т. С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
- 58 П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
- 59. Требования п. П. Блонского к личности учителя новой «трудовой школы» (по работе «Задачи новой трудовой школы»
- 60. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
- 61. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
- 62. Приоритетные проблемы воспитания на современном этапе
- 63. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования