Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения Р а д и щ е в. В период усиления крепостничества, беспощадной эксплуатации народа он смело и мужественно встал на его защиту.
Он опирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая его взгляды вершиной научной мысли XVIII века. Он развивал передовые положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение человека и его сознания.
Он рассматривал человека как материальное существо — часть природы. Выступая против религиозно-идеалистического взгляда на человека.
Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо
угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».
В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовал тяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность.
Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. Радищев считал, что отношения родителей к детям должны быть основаны на взаимном уважении и разумной требовательности.
Большое место в воспитании «истинного сына Отечества» Радищев отводил процессу овладения знаниями, умственному развитию. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе. Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего
формирования в общении с людьми. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей. Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека. Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Теории возникновения воспитания в первобытном обществе
- История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина
- Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте
- Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ.
- Характеристика Средневековья. Церковное воспитание (7 свободных искусств) и воспитание светских феодалов.
- 7.Гуманистический идеал эпохи Возрождения в работах м. Монтеня, ф. Рабле, т. Мора, т. Кампанеллы, в. Да Фельтре
- Педагогика нового времени и вклад я. А. Коменского в развитие педагогической науки
- Классно-урочная система Коменского
- Дидактические принципы я.А. Коменского по работе «Великая Дидактика»
- Идея всеобщего обучения (пансофия) я. А. Коменского
- Джон Локк о воспитании джентльмена по работе «Мысли о воспитании»
- Проект Локка о рабочих школах
- Теория свободного воспитания и метод естественных последствий по работе ж. Ж. Руссо «Эмиль или о воспитании»
- Возрастная периодизация развития личности ж. Ж. Руссо.
- Ж. Ж. Руссо о воспитании женщины
- Теория элементарного образования Песталоцци
- Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
- Роль ф. Фребеля в создании воспитательных учреждений для дошкольников
- Педагогическая теория м. Монтессори: свобода личности, самовоспитание, самообучение
- Основные парадигмы зарубежной педагогики: традиционализм и реформаторство
- Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная, философская.
- Направления реформаторской педагогики: («свободное воспитание», экспериментальная педагогика, прагматизм, функционализм).
- Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика.
- 27.Педагогическая мысль в Беларуси в 16-17 веках. Педагогические взгляды ф. Скорины, с. Будного, с. Полоцкого.
- 28.Роль братских школ в формировании самосознания белорусов.
- 29.Педагогическая деятельность Ломоносова и его вклад в развитие науки и просвещения
- Педагогические идеи и.И. Бецкого по созданию государственной системы образования.
- Просветительская деятельность н. И. Новикова. Первый журнал для детей.
- Идеал воспитания Радищева (по работе «Беседа о том, что есть сын Отечества»)
- Прогрессивная роль в. Ф. Одоевского в создании детских приютов (по работе «Наказ лицам непосредственно заведующим детскими приютами»)
- Идея всестороннего развития личности в педагогике в. Г. Белинского (по работам «Подарок под Новый год», «о детских книгах»
- А. И. Герцен о цели воспитания. Критика Герценым теорий р. Оуэна, ж.Ж. Руссо (по произведению «Былое и думы»).
- Проблемы воспитания гражданина и патриота в теориях Чернышевского и Добролюбова (по произведениям «Что делать» и «и об авторитетах в воспитании»)
- Идея общечеловеческого воспитания и проекта школьной реформы в н.Н. Пирогова
- Н.И. Пирогов о семейном воспитании детей (по работе «Дневник старого врача»)
- Идея народности в педагогике Ушинского и роль родного языка в воспитании (по статье «Родное слово»)
- К. Д. Ушинский о педагогике как о науке и искусстве воспитания (по работе «о пользе педагогической литературы»)
- Учебные книги к. Д. Ушинского («Азбука» и «Детский мир») и «Азбука» л. Н. Толстого
- Вклад к. Д. Ушинского в развитие педагогической науки
- Яснополянская школа л. Н. Толстого как творческая лаборатория педагога
- Этапы педагогической деятельности л. Н. Толстого
- Лесгафт о семейном воспитании. «Теория прибавочных раздражителей»
- Педагогические идеи е. Н. Водовозовой.
- Просветительские идеи я. Коласа, а. Богдановича
- Принципы воспитания в системе а. С. Макаренко
- Цели и задачи воспитания личности в теории Макаренко
- Учение а. С. Макаренко о коллективе (организация, законы деятельности, условия создания по работе «Педагогическая поэма»)
- Макаренко о воспитании в труде и значении сознательной дисциплины
- А. С. Макаренко о семейном воспитании. Виды родительского авторитета (по работе «Лекции о воспитании детей»)
- Вклад а. С. Макаренко в педагогическую практику
- В. А. Сухомлинский как продолжатель гуманистических идей а. С. Макаренко
- Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания.
- Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)
- Т. С. Шацкий как организатор Первой опытной станции по народному образованию.
- 58 П. П. Блонский о цели и задачах новой трудовой школы
- 59. Требования п. П. Блонского к личности учителя новой «трудовой школы» (по работе «Задачи новой трудовой школы»
- 60. Гуманная педагогика ш. А. Амонашвили
- 61. Актуальные проблемы педагогов-новаторов
- 62. Приоритетные проблемы воспитания на современном этапе
- 63. Роль и место журналов «Педагогика» и «Адукацыя I выхаванне» в развитии воспитания и образования