Социально- педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения.
Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их реабилитация. Рассмотрение проблемы реабилитации в методическом и теоретическом плане позволяет признать неоднозначность ее определений.
Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона – от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.
Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции.
В отличие от адаптации, которая трактуется как приспособление с использованием резервных возможностей организма, реабилитация понимается как восстановление, активизация. В процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации – приспособления к нему.
Следовательно, реабилитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.
Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания.
Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности.
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.
Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни подростка.
Социальная реабилитация – это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам.
Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.
Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:
профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;
медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;
формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;
выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;
психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;
содействие в возвращении в семью;
обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;
забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.
Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении. В данных учреждениях социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.
Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов.
Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения.
Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.
№42
- Социальная педагогика
- Воспитание как социальное явление.
- Социализация как социально- педагогическое явление. Сущность социализации.
- Механизмы социализации
- Естественно- культурные, социально –культурные и соцально- психологические задачи социализации.
- Человек как объект, субъект и жертва социализации.
- Мегафакторы социализации: космос, планета, мир.
- Страна и этнос как макрофакторы социализации.
- Общество и государство как макрофакторы социализации.
- Средства массовой коммуникации и субкультура как мезофакторы социализации.
- Регион, город, поселок и село как мезофакторы социализации.
- 4.1. Сельские поселения
- Семья как микрофактор социализации.
- Группа сверстников как микрофакторы социализации.
- Воспитательная организация
- Микросоциум и создание воспитательного пространства в нем.
- Воспитание и социализация личности.
- Развитие ребенка и наследственность.
- Развитие ребенка и среда.
- Социальные и педагогические отклонения от нормы и их роль в процессе социализации ребенка.
- Сравнение категорий педагогики и социальной педагогики.
- Основные характеристики социально- педагогической деятельности.
- Основные характеристики социального обучения.
- Социальное воспитание и его характеристика.
- Принципы социальной педагогики.
- II группа - психолого-педагогические принципы Эти принципы подчеркивают приоритеты личности в социально-педагогической деятельности:
- III группа - принципы:
- IV группа - специфические принципы, которые определяют основные требования относительно предоставления социальных услуг различным объектам социально-педагогической деятельности:
- Подготовительный этап социально- педагогического процесса.
- Основной и заключительные этапы социального- педагогического процесса.
- Социально- педагогическая деятельность с семьей.
- Основные требования семейной дисциплины:
- Принципы семейного воспитания:
- Социально- педагогическая работа с сиротами и социальными сиротами.
- Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения.
- Детская наркомания как форма проявления девиантного поведения.
- Причин тому может быть много.
- Наркомания, как социальный рудимент
- Наркомания, потомство, последствия
- Мотивы распространения наркотиков в молодежной среде
- Причины, способствующие наркотизации общества
- Преступления подростков как форма проявления деликвеннтного поведения.
- Предпосылки девиаций в подростковом возрасте.
- Типы и виды девиаций.
- Сущность профилактической работы с несовершеннолетними.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков.
- Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей.
- Переориентация направленности группового общения подростков.
- Социально- педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения.
- Социально- педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя.