Принципы социальной педагогики.
Принцип - руководящая идея, исходное положение, требование к деятельности и поведения, следует из установленных закономерностей процесса и учитывает внутренние и внешние связи между компонентами
Ведущую роль в организации и управлении учебно-воспитательным процессом играют принципы воспитания, которые рассматриваются в совокупности с принципами образования и обучения
1 Принцип гуманистической целеустремленности воспитания Педагогический процесс должен быть направлен на создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности, на достижение общей цели всех его в участников, на творческий характер деятельности и высокогуманных, демократические отношения между его участникамми.
2 Принцип всесторонних связей школы с жизнью Педагогический процесс школы должен быть организованным так, чтобы выпускник был психологически и профессионально готовым к самостоятельной жизни и производительному труду в условие ах региона и социально-экономического его развития, то есть мог адаптироваться к реальной жизнитя.
3 Принцип гуманистических коллективистских отношений между субъектами педагогического процесса В ходе педагогического процесса должно быть единство действий между учителями, родителями, членами трудового коллектива, берут во участие в подготовке подрастающего поколения в условиях высокогуманных и высоконравственных относиин.
4 Принцип преемственности, системности и последовательности в воспитании Учет этих мероприятий будет способствовать избежанию отклонений, которые могут возникнуть в ходе педагогического процесса посредством постоянного анализа яв высш и процессов, корректирующей деятельности со стороны учителей и ученикиів.
5 Принцип воспитания сознательного отношения ко всем видам деятельности и человеческих отношений на основе самодеятельности и творческой активности воспитанников Сознательное отношение воспитанников к природе, людям, видов действие тельности учитывает их оценку на основании приобретенного опыта, эмоционально-ценностных ориентаций, художественно-эстетических взглядов, идеалов, убежденийнь.
6 Принцип единства научного образования и культуры с современным светским воспитанием (гуманистической направленности) Этот принцип ориентирует на формирование целостной картины мира и место человека в ресниц, на овладения современной культурой преобразования окружающей среды, учитывая закономерности его развитияку.
7 Принцип соответствия выбора системы средств воспитания индивидуальным особенностям личности Этот принцип предполагает сочетание содержания, форм, методов воспитания с естественными и техническими средствами, ки способствуют достижению поставленных задач в формировании личноститі.
8 Принцип единства личностно-деятельностного (соответствие) и общественно-государственного подходов к воспитанию и обучению Педагогический процесс должен гармонично сочетать, с одной стороны, общегосударственная ый подход к воспитанию и обучению, а с другой - индивидуализированный подход с учетом интересов, склонностей, способностей, убеждений, состояния здоровья, культуры деятельности, гуманных отношений в развитии ко жного воспитанникамиця.
Опираясь на определение принципов воспитания классической педагогики и принципов социальной работы, отечественными учеными сформулированы принципы социально-педагогической деятельности в виде системы, в в состав которой входят четыре группы принципов: социально-политические, психолого-педагогические, организационные и специфические.
группа - социально-политические принципы Они содержат основные требования, обуславливающие зависимость содержания социально-педагогической деятельности от социальной политики государства в отношении детей и молодежи:
- принцип законности и прав человека заключается в обеспечении государством и соответствующими социальными институтами реализации ратифицированных ею положений документов по правам человека;
- принцип государственного подхода к задачам, которые реализуются в социальнопедагогичний деятельности, подчеркивает активную роль государства в постановке приоритетных задач и организации социального воспитания;
- принцип связи содержания и форм социально-педагогической деятельности с конкретными условиями жизнедеятельности личности или социальной группы имеет целью адресную организацию помощи и поддержки клиентам, обусловленную социально-экономическими, социально-политическими и социально-культурными условиями макро-и микросреды объекта социально-педагогической деятельности.
- Социальная педагогика
- Воспитание как социальное явление.
- Социализация как социально- педагогическое явление. Сущность социализации.
- Механизмы социализации
- Естественно- культурные, социально –культурные и соцально- психологические задачи социализации.
- Человек как объект, субъект и жертва социализации.
- Мегафакторы социализации: космос, планета, мир.
- Страна и этнос как макрофакторы социализации.
- Общество и государство как макрофакторы социализации.
- Средства массовой коммуникации и субкультура как мезофакторы социализации.
- Регион, город, поселок и село как мезофакторы социализации.
- 4.1. Сельские поселения
- Семья как микрофактор социализации.
- Группа сверстников как микрофакторы социализации.
- Воспитательная организация
- Микросоциум и создание воспитательного пространства в нем.
- Воспитание и социализация личности.
- Развитие ребенка и наследственность.
- Развитие ребенка и среда.
- Социальные и педагогические отклонения от нормы и их роль в процессе социализации ребенка.
- Сравнение категорий педагогики и социальной педагогики.
- Основные характеристики социально- педагогической деятельности.
- Основные характеристики социального обучения.
- Социальное воспитание и его характеристика.
- Принципы социальной педагогики.
- II группа - психолого-педагогические принципы Эти принципы подчеркивают приоритеты личности в социально-педагогической деятельности:
- III группа - принципы:
- IV группа - специфические принципы, которые определяют основные требования относительно предоставления социальных услуг различным объектам социально-педагогической деятельности:
- Подготовительный этап социально- педагогического процесса.
- Основной и заключительные этапы социального- педагогического процесса.
- Социально- педагогическая деятельность с семьей.
- Основные требования семейной дисциплины:
- Принципы семейного воспитания:
- Социально- педагогическая работа с сиротами и социальными сиротами.
- Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения.
- Детская наркомания как форма проявления девиантного поведения.
- Причин тому может быть много.
- Наркомания, как социальный рудимент
- Наркомания, потомство, последствия
- Мотивы распространения наркотиков в молодежной среде
- Причины, способствующие наркотизации общества
- Преступления подростков как форма проявления деликвеннтного поведения.
- Предпосылки девиаций в подростковом возрасте.
- Типы и виды девиаций.
- Сущность профилактической работы с несовершеннолетними.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков.
- Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей.
- Переориентация направленности группового общения подростков.
- Социально- педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения.
- Социально- педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя.