Общество и государство как макрофакторы социализации.
Государство – понятие политолого-юридическое.
Государство – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями. Оно представляет собой совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд и др.), осуществляющих управление обществом. Государство можно рассматривать как фактор стихийной социализации постольку, поскольку характерные для него политика, идеология (экономическая и социальная) и стихийная практика создают определенные условия для социализации жизни его граждан, их развития и самореализации. Дети, подростки, юноши, взрослые, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как постановляемые государством, так и (еще чаще) получаемые в социальной практике. Все это определенным образом может влиять и на самоизменение человека в процессе социализации. Государство осуществляет относительно направляемую социализацию своих граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социально-профессиональным, национально-культурным группам. Относительно направляемая социализация тех или иных групп населения объективно осуществляется государством в процессе решения им задач, необходимых для реализации своих функций.
Так, государство определяет возрасты: начала обязательного обучения, совершеннолетия, вступления в брак, получения прав на вождение автомобилей, призыва на службу в армию (и ее продолжительность), начала трудовой деятельности, выхода на пенсию. Государство законодательно стимулирует и порой финансирует (или, наоборот, сдерживает, ограничивает и даже запрещает) развитие и функционирование этнических и религиозных культур. Ограничимся лишь этими примерами.
Таким образом, относительно направляемая социализация, осуществляемая государством, адресованная большим группам населения, создает определенные условия конкретным людям для выбора жизненного пути, для их развития и самореализации. Государство способствует воспитанию своих граждан, для этого создаются организации, осуществляющие, кроме своих основных функций, также воспитание различных возрастных групп. Государство взяло на себя воспитательную организацию с середины XIX в. Оно очень заинтересовано в воспитании граждан, добиваясь с его помощью формирования человека, который соответствовал бы социальному заказу. Для достижения своих целей государство разрабатывает некоторую политику в сфере воспитания и образовывает государственную систему воспитания.
№10
- Социальная педагогика
- Воспитание как социальное явление.
- Социализация как социально- педагогическое явление. Сущность социализации.
- Механизмы социализации
- Естественно- культурные, социально –культурные и соцально- психологические задачи социализации.
- Человек как объект, субъект и жертва социализации.
- Мегафакторы социализации: космос, планета, мир.
- Страна и этнос как макрофакторы социализации.
- Общество и государство как макрофакторы социализации.
- Средства массовой коммуникации и субкультура как мезофакторы социализации.
- Регион, город, поселок и село как мезофакторы социализации.
- 4.1. Сельские поселения
- Семья как микрофактор социализации.
- Группа сверстников как микрофакторы социализации.
- Воспитательная организация
- Микросоциум и создание воспитательного пространства в нем.
- Воспитание и социализация личности.
- Развитие ребенка и наследственность.
- Развитие ребенка и среда.
- Социальные и педагогические отклонения от нормы и их роль в процессе социализации ребенка.
- Сравнение категорий педагогики и социальной педагогики.
- Основные характеристики социально- педагогической деятельности.
- Основные характеристики социального обучения.
- Социальное воспитание и его характеристика.
- Принципы социальной педагогики.
- II группа - психолого-педагогические принципы Эти принципы подчеркивают приоритеты личности в социально-педагогической деятельности:
- III группа - принципы:
- IV группа - специфические принципы, которые определяют основные требования относительно предоставления социальных услуг различным объектам социально-педагогической деятельности:
- Подготовительный этап социально- педагогического процесса.
- Основной и заключительные этапы социального- педагогического процесса.
- Социально- педагогическая деятельность с семьей.
- Основные требования семейной дисциплины:
- Принципы семейного воспитания:
- Социально- педагогическая работа с сиротами и социальными сиротами.
- Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения.
- Детская наркомания как форма проявления девиантного поведения.
- Причин тому может быть много.
- Наркомания, как социальный рудимент
- Наркомания, потомство, последствия
- Мотивы распространения наркотиков в молодежной среде
- Причины, способствующие наркотизации общества
- Преступления подростков как форма проявления деликвеннтного поведения.
- Предпосылки девиаций в подростковом возрасте.
- Типы и виды девиаций.
- Сущность профилактической работы с несовершеннолетними.
- Основные подходы к профилактике девиантного поведения подростков.
- Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей.
- Переориентация направленности группового общения подростков.
- Социально- педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения.
- Социально- педагогическая деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя.