41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
Система работы (Т. А. Мусейибова) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:
1) ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;
2) ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;
4) определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
5) определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;
6) определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;
7) определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.
Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся по линейно-концентрическому принципу упражнений, заданий-поручений, заданий-игр с предметами и без них.
Работа по развитию пространственных представлений у детей ведется в разных направлениях, с постепенным усложнением заданий. Это выражается (по данным Т. А. Мусейибовой):
а) в постепенном увеличении количества различных вариантов пространственных отношений между предметами, с которыми знакомятся дети;
б) в повышении точности различения их детьми и обозначения соответствующими терминами;
в) в переходе от простого распознавания к самостоятельному воспроизведению пространственных отношений на предметах, в том числе между субъектом и окружающими его объектами;
г) в переходе от ориентировки в специально организованной дидактической среде к ориентировке в окружающем пространстве;
д) в изменении способов ориентировки в пространственном расположении предметов (от практического примеривания или соотнесения объектов с исходной точкой отсчета к зрительной оценке их расположения на расстоянии);
е) в переходе от непосредственного восприятия и действенного воспроизведения пространственных отношений к осмыслению их логики и семантики;
ж) в возрастании степени обобщения знаний детей о конкретных пространственных отношениях;
з) в переходе от определения местоположения предмета относительно другого объекта к определению их расположения относительно друг друга.
Таковы основные этапы обучения детей дошкольного возраста по разделу «Ориентировка в пространстве» программы развития элементарных математических представлений.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методика математического развития (экзамен)
- 2. Предмет и задачи курса "Методика математического развития и обучения математики". Связь методики математического развития с другими науками.
- 3. Этапы развития методики математического развития: эмпирический, классический, современный.
- 5. Задачи математического развития дошкольников.
- 6. Взаимосвязь понятий "развитие", "обучение", "воспитание". Математические способности.
- 7. Методы и приёмы математического развития дошкольников.
- 8. Средства математического развития, роль развивающей среды
- 9. Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.
- 10. Формы организации работы по математическому развитию.
- 11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
- 12. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.
- 2. Гностическими умениями
- 15. Концепции развития количественных представлений.
- 16. Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах.
- Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
- Приём наложения машинок.
- 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
- 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
- 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
- 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
- 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
- 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
- 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
- 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
- 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
- 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
- 28. Методика ознакомления с монетами.
- 2. Практическая часть
- 3. Заключение.
- 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
- 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
- 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
- 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
- 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
- Заданиям придают игровой характер, используя игры:
- 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
- 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
- 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
- 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
- 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
- 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
- 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
- 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
- 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
- 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
- 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 4 Этап.
- 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
- 50. Особенности работы с одаренными детьми.
- 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
- 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
- 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.