40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
Пространственная ориентировка – оценка расстояния, размера, формы предметов, взаиморасположение предметов и их положение относительно человека.
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой).
Значение своевременного развития у детей пространственных представлений и умения ориентироваться в предметно-пространственном окружении рассматриваются в психолого-педагогической литературе в двух аспектах.
Общеразвивающий аспект связан с особой ролью пространственных восприятий, представлений и умения ориентироваться в пространстве в развитии познавательной деятельности ребёнка, в совершенствовании его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей. Формирование у ребёнка пространственных представлений повышает результативность и качество его деятельности (продуктивно-творческой, познавательной, трудовой).
Математический аспект связан с развитием у детей способности владения различными способами пространственной ориентации («по схеме тела», «по схеме предметов», по направлениям пространства «от себя» и с изменением точки отсчёта), что служит основой успешного усвоения соответствующих математических разделов в школе.
При ориентировке в пространстве участвуют различные анализаторы. Существует 3 вида ориентировки в пространстве: на себе, относительно себя, относительно других объектов.
Каждый вид основывается на предыдущем.
1 этап (ранний возраст). Восприятие пространства возникает в 4-5 недель. Ребенок способен выделять предметы в пространстве. В 2-4 месяца ребенок может следить за движением предметов. К первому году ребенок уверенно различает предметы в пространстве и расстояния между ними. В 1-2 года ребенок способен ориентироваться на себе. Различает свои части тела, кроме правой и левой сторон тела. До 3-х лет ребенок воспринимает предметы без пространственной взаимосвязи между собой. Например, не видит разницы между картинками, где одни и те же предметы расположены по-разному в пространстве.
2 этап (3 - 4 года). Раньше всех ребенок выделяет верхнее направление. Затем – противоположное ему – нижнее. После этого им осознаются направления «впереди» - «сзади». И, наконец, «справа» - «слева». Причем в каждой паре пространственных обозначений ребенок выделяет сначала одно, а затем на основе сравнения с ним осознается противоположное. Пространственное направление ребенок связывает со своими частями тела. Например, сзади, это там, где спина.
Сначала ребенок определяет пространственное расположение предмета, практически примериваясь, непосредственно дотрагиваясь до предмета. Так как считает, что, например, справа находятся те предметы, которые находятся непосредственно возле правой руки. В дальнейшем для ребенка достаточно лишь зрительной оценки.
Сначала пространство воспринимается дифференцированно (каждый предмет отдельно). Ребенок может определить пространственное расположение предметов лишь на точных линиях (вертикальной, горизонтальной, сагиттальной).
Если предметы находятся не на линиях, то об их пространственном расположении ребенок затрудняется что-либо сказать. В этом возрасте ребенок еще не четко воспринимает расстояние между предметами. Например, раскладывая предметы в ряд, ребенок располагает их очень близко. Понятие «рядом» для него является синонимом «касаться, дотрагиваться».
3 этап (4 - 5 лет). Площадь, на которой ребенок способен ориентироваться в пространстве, увеличивается. Пространственное примеривание заменяется поворотом корпуса и указательным движением руки, а затем только взглядом в сторону объекта. Ребенок уже воспринимает пространство в узких секторах, но не ориентируется вне их.
4 этап (5 - 6 лет). Ребенок способен определять положение предметов относительно себя на любом большом расстоянии. Причем пространство воспринимает непрерывно, но в строго изолированных секторах, и переход из сектора в сектор невозможен.
Ребенок уже хорошо владеет словесным обозначением пространственных направлений, способен ориентироваться от других объектов. Сначала он практически занимает место предмета, от которого ориентируется, а затем лишь мысленно становиться в позицию напротив стоящего человека (т.е. поворачивается на 180 градусов).
5 этап (6 - 7 лет). Ребенок способен выделять две зоны, в каждой из которых по два участка. («Впереди слева», «впереди справа»). Границы зон для ребенка условны и подвижны.
6 этап (7 - 8 лет). Дети способны ориентироваться по сторонам горизонта, причем эти пространственные ориентиры дети также соотносят с частями своего тела.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методика математического развития (экзамен)
- 2. Предмет и задачи курса "Методика математического развития и обучения математики". Связь методики математического развития с другими науками.
- 3. Этапы развития методики математического развития: эмпирический, классический, современный.
- 5. Задачи математического развития дошкольников.
- 6. Взаимосвязь понятий "развитие", "обучение", "воспитание". Математические способности.
- 7. Методы и приёмы математического развития дошкольников.
- 8. Средства математического развития, роль развивающей среды
- 9. Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.
- 10. Формы организации работы по математическому развитию.
- 11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
- 12. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.
- 2. Гностическими умениями
- 15. Концепции развития количественных представлений.
- 16. Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах.
- Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
- Приём наложения машинок.
- 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
- 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
- 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
- 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
- 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
- 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
- 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
- 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
- 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
- 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
- 28. Методика ознакомления с монетами.
- 2. Практическая часть
- 3. Заключение.
- 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
- 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
- 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
- 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
- 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
- Заданиям придают игровой характер, используя игры:
- 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
- 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
- 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
- 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
- 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
- 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
- 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
- 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
- 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
- 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
- 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 4 Этап.
- 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
- 50. Особенности работы с одаренными детьми.
- 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
- 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
- 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.