45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
Календарь — это система счисления продолжительных промежутков времени. Длительные промежутки подразделяются на сутки, недели, месяцы, годы и века.
Ознакомление детей с календарем в детском саду облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели какие проводятся занятия, психологически готовятся к ним.
Для того чтобы сложная система взаимосвязанных единиц времени была четко осознана детьми, её надо представить в виде модели календаря. Знакомя детей с моделью календаря, необходимо так строить работу, чтобы дети активно действовали с материалами этой модели и, переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладевали эталонами времени.
Модель календаря поможет детям наглядно представить длительные промежутки времени: неделю, месяц и даже год. В свое время Ф. Н, Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что «дни уходят», «события приближаются», прошел месяц - наступил новый. Ожидание дает ребенку почувствовать течение времени, Ф. Н. Блехер рекомендовала использовать в работе с детьми календарь как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок — это день, чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.
Значение календаря:
- дает наглядное представление о текучести времени, о смене дней, о необратимости времени;
- ожидание дает ребенку возможность почувствовать течение времени.
При создании модели календаря как наглядного пособия можно использовать рекомендации Ф. Н. Блехер. Листки календаря размером 9х6 см надо закрепить так, чтобы их можно было легко снимать со стержней. На лицевой стороне каждый листок должен иметь цифру (число), название дня недели и месяца. Но так как еще не все дети старшей группы умеют читать, надо каждый листок календаря отметить полоской соответствующего цвета, чтобы каждый день недели имел свой цвет. Запомнив соответствие цветных полосок семи дням недели по цвету, полоски на листке календаря дети смогут определить («прочитать») название каждого дня недели. Обратная сторона листка должна оставаться чистой. Календарь на маленькой планке повесить на стене.
Для съемных листков календаря надо изготовить коробку с 18 отделениями по размеру листков (3 ряда по 6 ячеек). В ячейки нижнего ряда каждый день дети будут складывать последовательно снятые листки — дни недели, по 7 листков в каждое отделение нижнего ряда.
-
м
е
с
я
ц
ы
м
е
с
я
ц
ы
н
е
д
е
л
и
1-7 8-14 15-21 22-28 29-31
7 листков — 7 дней недели в каждом отделении должны создать у детей образ прошедшей недели. По окончании месяца необходимо подсчитать количество недель, а воспитатель считает и количество дней прошедшего месяца. Листки, собранные за месяц, сложить стопкой, можно написать название прошедшего месяца и положить в первое (слева) отделение верхнего ряда коробки. Так, постепенно будут заполняться 6 отделений верхнего ряда, а затем точно так же заполнятся и 6 отделений второго ряда. Таким образом, стопки в двух верхних рядах коробки будут показывать порядок следования месяцев, а в нижнем ряду - дней недели и недель. По окончании года, уже в подготовительной группе, подсчитывается количество месяцев в году, определяется порядок их следования.
С помощью модели календаря наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени. Дети сами должны снимать листки с календаря и складывать из дней неделю, из недель месяц, затем определять место данного месяца среди других. Из месяцев постепенно и последовательно складывают год. В любой момент дети могут подойти к коробке и по разложенным в ней листкам календаря определить, сколько дней прошло с начала недели, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, сколько недель прошло с начала месяца, сколько месяцев прошло с начала года, а по пустым ячейкам определить, сколько еще осталось до его окончания.
Производя все эти действия, дети постепенно постигают и осознают сложные количественные взаимосвязи между отдельными мерами времени.
Работу с календарем начинают с Нового года в старшей группе. Проводится вступительная беседа.
Ежедневно надо обращать внимание детей на текущий день. Если коробка с разложенными листками календаря стоит в удобном месте под календарем, дети будут действовать с его листками: самостоятельно рассматривать порядок дней недели, стремиться определить по календарю, сколько осталось дней до интересующего их события, узнать, сколько прошло месяцев с начала года и т. д.
В конце каждого месяца надо со всеми детьми проводить небольшую беседу о том, какой месяц кончился, сколько в нем было недель, дней, все это сравнивается с предыдущим месяцем. Определяется количество прошедших месяцев с начала года и уточняется их название, называется начавшийся месяц и его порядковый номер.
В подготовительной группе дети продолжают работать с тем же календарем. В первые дни нового года надо провести последнее обобщающее занятие по календарю. На нем уточняются представления детей о календарном годе. (Сколько месяцев в году? Какие?) Наглядным материалом для занятия будет служить коробка с разложенными в ней по месяцам листками календаря за прошедший год: какой праздник отмечался недавно? Какой год кончился? Какой год начался? Когда начался новый гол? (В каком месяце? Какого числа?) Сколько месяцев было в прошлом году? Какой первый месяц года? Назовите и покажите в коробке все месяцы. Какие месяцы зимние (осенние, летние, весенние)? Сколько дней бывает в месяце? Сколько дней в неделе?
Открывая календарь на новый год, педагог произносит строки стихотворения С. Я. Маршака: «Открываем календарь - начинается январь». Внесение нового календаря на новый год должно помочь детям осознать текучесть, повторяемость календарного года и его необратимость (прошедший гол не возвращается, а начинается подобный, но новый).
Систематическая работа с календарем в старшей и подготовительной группе требует ежедневного внимания к пользованию им и способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности.
Приемы работы:
- беседы (1 - вступительная, 2 – знакомство с неделей, 3 – знакомство с месяцем, 4 - итоговая по обобщению понятия "год", каждый месяц проводится еще по одной беседе. Чтобы показать, что прошел месяц и сложить листки календаря в соответствующую ячейку).
- соотнесение дней недели с конкретным видом деятельности (занятия и др.)
- связывание названий дней недели с порядковым номером или содержанием
- моделирование недели, месяца, года
- дид. игры и игровые упражнения: "Неделя, стройся!", "Разложи по порядку" (от любого дня), "Назови день недели", "Узнай по описанию", "Найди соседей", "Какой день пропущен", "Что было, что будет"
- характеризовать любой день: месяц, число, день недели, н-р, 15 января, среда)
- напоминание: какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра
- соотнесение месяцев с временами года, с №п/п месяца
- использование иллюстративного, литературного материала
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методика математического развития (экзамен)
- 2. Предмет и задачи курса "Методика математического развития и обучения математики". Связь методики математического развития с другими науками.
- 3. Этапы развития методики математического развития: эмпирический, классический, современный.
- 5. Задачи математического развития дошкольников.
- 6. Взаимосвязь понятий "развитие", "обучение", "воспитание". Математические способности.
- 7. Методы и приёмы математического развития дошкольников.
- 8. Средства математического развития, роль развивающей среды
- 9. Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.
- 10. Формы организации работы по математическому развитию.
- 11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
- 12. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.
- 2. Гностическими умениями
- 15. Концепции развития количественных представлений.
- 16. Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах.
- Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
- Приём наложения машинок.
- 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
- 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
- 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
- 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
- 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
- 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
- 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
- 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
- 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
- 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
- 28. Методика ознакомления с монетами.
- 2. Практическая часть
- 3. Заключение.
- 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
- 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
- 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
- 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
- 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
- Заданиям придают игровой характер, используя игры:
- 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
- 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
- 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
- 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
- 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
- 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
- 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
- 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
- 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
- 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
- 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 4 Этап.
- 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
- 50. Особенности работы с одаренными детьми.
- 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
- 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
- 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.