11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.
Главную педагогическую задачу интеллектуального развития дошкольников Л.М. Кларина видит в создании таких условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться и имелась бы возможность это сделать. Такое желание возникает тогда, когда он сталкивается с трудностью, когда для его преодоления необходимо овладеть новыми умениями, когда проявляется потребность учиться, когда он получает удовольствие в процессе учения и когда, наконец, на помощь ребенку приходит игра - это самостоятельное открытие мира. Но интерес к игре пропадает, если вовремя не внести в нее нечто новое, что вновь приведет к открытиям. Словом, играть и учиться - вот правило работы с дошкольниками. Причем учиться нужно так, чтобы это воспринималось как игра, как самоценная деятельность, результат и процесс которой интересен ребенку и доставляет ему удовольствие. Лишение детей удовольствия, инициативы, как правило, ведет к потере игры.
НОД как основная форма организации обучения нашло свое подтверждение в исследованиях A.M. Леушиной.
В последние годы учебная модель организации образовательного процесса подвергается критике за жесткую регламентацию детской деятельности. Однако, отказаться от нее полностью нецелесообразно. От проведения занятий не отказываются программы -"Радуга", "Развитие", "Детство".
Комплексно-тематическая модель - допускает вариативность позиций взрослого (в какие-то моменты он выполняет роль учителя; в какие-то роль партнера по деятельности.
Предметно-средовая модель - обучение математике направлено на преодоление стандартного подхода к детям, предоставление им большой самостоятельности, индивидуализацию образовательного процесса. Роль взрослого заключается в организации развивающей предметной среды, в готовности его подключиться в любой момент к деятельности ребенка.
Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова в ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования указывают, что наиболее эффективная модель "сборная", в соответствии с которой весь образовательный процесс в ДОУ разделяется на 3 блока:
1) специально организованное обучение в форме НОД;
2) совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся на непринужденной, необязательной форме;
3) совместная самостоятельная деятельность самих детей.
Эта модель хорошо вписывается современный образовательный процесс по формированию математических представлений:
- регламентированные НОД по математике готовят ребенка к школе (в плане введения в базовые академические понятия и подготовки в психологическом плане);
- в совместной деятельности происходит опосредованное обучение на основе сотрудничества и сотворчества взрослого с ребенком,
- в ходе свободной самостоятельной деятельности создаются условия для его творческой самореализации.
Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова справедливо утверждают, что по отношению к детям воспитатель может занимать различные позиции:
- позицию учителя, который ставит перед детьми задачи и определяет способы их решения, при этом находясь в положении "над" ребенком: позицию включенного в деятельность равного партнера, ненавязчиво рекомендуя детям различные способы их более рациональной деятельности, выполняемой вместе с ними;
- позицию создателя развивающей среды, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Методика математического развития (экзамен)
- 2. Предмет и задачи курса "Методика математического развития и обучения математики". Связь методики математического развития с другими науками.
- 3. Этапы развития методики математического развития: эмпирический, классический, современный.
- 5. Задачи математического развития дошкольников.
- 6. Взаимосвязь понятий "развитие", "обучение", "воспитание". Математические способности.
- 7. Методы и приёмы математического развития дошкольников.
- 8. Средства математического развития, роль развивающей среды
- 9. Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.
- 10. Формы организации работы по математическому развитию.
- 11. Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.
- 12. Требования к организации занятий в разных возрастных группах.
- 2. Гностическими умениями
- 15. Концепции развития количественных представлений.
- 16. Особенности восприятия дошкольниками количественных представлений в разных возрастных группах.
- Сравнения множеств путём установления между ними взаимного соответствия (при помощи приёмов наложения и приложения)
- Приём наложения машинок.
- 18. Методика обучения количественному счёту в разных возрастных группах: этапы, приемы и навыки счета.
- 19. Совершенствование навыков счета путем обучения отсчитыванию из большего количества по образцу и по названному числу в разных возрастных группах.
- 20. Совершенствование навыков счета через обучение счету с участием различных анализаторов (счет звуков, движений, счет по осязанию) в разных возрастных группах.
- 21. Формирование понятия числа как количественной характеристики множеств. Виды работы по преодолению феномена Пиаже.
- 22. Связи и отношения между числами натурального ряда. Методика обучения сравнению смежных чисел.
- 23. Методика обучению порядковому счету в среднем и старшем дошкольном возрасте.
- 24. Методика ознакомления с количественным составом числа из отдельных единиц в старшем дошкольном возрасте.
- 25. Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел и разложением числа на два меньших.
- 26. Методика ознакомления с делением целого на равные части, установления отношений "целое" и "часть".
- 27. Методика ознакомления с цифрами и арифметическими знаками.
- 28. Методика ознакомления с монетами.
- 2. Практическая часть
- 3. Заключение.
- 29. Методика обучения решению и составлению арифметических задач: виды, этапы работы, различные подходы к методике обучения решению и составлению арифметических задач.
- 31. Свойства величины, особенности восприятия дошкольниками.
- 32. Способы сравнения по величине: непосредственные, опосредованные, при помощи глазомера.
- 33. Методика обучения сравнению 2 предметов по величине в младшем и дошкольном возрасте.
- 34. Методика обучения сравнению от 2 до 5 предметов в среднем и 10 предметов в старшем дошкольном возрасте, упорядочиванию (сериации) в порядке возрастания и убывания.
- Заданиям придают игровой характер, используя игры:
- 35. Методика обучению измерения протяжённостей, объема жидких и сыпучих тел условными мерками и общепринятыми мерами в старшем и подготовительном дошкольном возрасте.
- 36. Понятие формы и геометрической фигуры, особенности восприятия дошкольниками.
- 37. Программные задачи и приемы ознакомления с геометрическими фигурами в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
- 38. Методика формирования обобщенных понятий четырехугольник и многоугольник.
- 39. Использование различных видов материала при формировании представлений о форме и геометрических фигурах.
- 40. Ориентировка в пространстве. Особенности пространственных представлений у дошкольников.
- 41. Система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников.
- 42. Методика формирования ориентировки в пространстве в разных возрастных группах.
- 44. Программные задачи и методика работы по развитию временных представлений в разных возрастных группах.
- 45. Ознакомление с календарем как системой мер времени.
- 46. Развитие чувства времени у дошкольников.
- 1 Этап.
- 2 Этап.
- 3 Этап.
- 4 Этап.
- 48. Особенности организации работы в разных возрастных группах.
- 50. Особенности работы с одаренными детьми.
- 51. Связь дошкольного учреждения и семьи по математическому развитию ребенка.
- 52. Преемственность в работе дошкольного учреждения и 1 класса школы по математическому развитию детей: формы и содержание.
- 53. Показатели математической готовности ребенка к школе.