Введение
На сегодняшний день одной из самых распространенных тем для обсуждений и дискуссий является профессиональное самоопределение старшеклассников. Вопрос о выборе профессии требует особого внимания, так как старшеклассники выбирают путь к дальнейшей жизни. От правильности выбранной профессии зависит многое: благосостояние, удовлетворенность, польза предприятию или организации, в которой человек работает. Но в школьные годы мы еще не осознаем, что на смену урокам и беззаботности придет время важных самостоятельных решений и ответственности.
Выбор профессий на рынке труда очень велик. Он включает в себя множество разных интересных специальностей. И старшему школьнику нелегко определиться с выбором профессии из такого количества. И к тому же, разные виды трудовой деятельности требуют от человека разных, а иногда и противоречивых качеств. Например, в одном случае важна способность человека устанавливать контакт с людьми, управлять ими или подчиняться, в другом – высокая культура движений, а в третьем – острота наблюдений. Естественно, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей и ценностей очень трудно, а уж тем более в юношеском возрасте.
Юношеский возраст – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Он приходится на девятый – одиннадцатый классы общеобразовательных школ, т.е. примерно на 15 – 17 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность в границах 14-18 лет. Чаще их сужают до 15-17 лет, и тогда Юношеский возраст оказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодом обучения в старших классах общеобразовательной школы. В этот период у старшеклассников появляются: желание стать интересным для окружающих и проявление интереса к учению, самоутверждение, желание самосовершенствоваться, стремление повышать свой культурный уровень. Именно в этот период закладываются основные интересы, которые, в последствии, реализуются в профессиональной деятельности.
Проблема исследования заключается в том, что в старшем школьном возрасте очень трудно определиться с выбором подходящей профессии. Именно в этом возрасте интенсивно начинает формироваться система ценностных ориентаций, которая оказывает влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с тем, что для формирования ценностных ориентаций в юношеском возрасте начинают формироваться такие предпосылки как: овладение понятийным мышлением, занятие определенного социального положения в обществе, накопление достаточного опыта.
Старший подросток в процессе общения с окружающими попадает в такую ситуацию, которая требует от него принятия того или иного решения. То есть, он стоит перед выбором одного из множества вариантов. Отсюда возникает необходимость рассматривать и оценивать все возможные альтернативы, в частности, в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако, в таком юном возрасте ценности еще не устоялись, а испытываются практикой собственного поведения и поведения окружающих.
Отметим актуальность исследования. Она заключается в том, что ценностные ориентации старшеклассника не всегда совпадают с их социальной значимостью. Это можно заметить в трудностях юноши-подростка решения, каким образом соединить степень интересности будущей профессии для него самого с ее общественной пользой. И, как правило, чаще всего он склоняется к принятию решения, которое диктуется социумом – карьера, деньги, власть. И такое положение дел заставляет снова и снова задумываться о проблеме профессиональных интересов и их психодиагностике.
Проблема ценностей и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении занимает особое место. Так, сформированные в юношеском возрасте ценностные ориентации определяют особенности личности, ее поведение и характер отношений с окружающим миром.
Под профессиональным самоопределением понимается процесс принятия решений, касающихся профессионального развития; определение человеком себя относительно выработанных в обществе критериев профессионализма. Это более широкое понимание, чем профессиональная направленность, которая является интегральной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, выражающаяся в побуждениях, интересах, отношениях, целенаправленных усилиях. Но в нашей работе будем считать эти понятия синонимами.
Цель исследования – выявить ценностные ориентации, оказывающие влияние на формирование профессиональной направленности старшеклассников.
Объект исследования – профессиональная направленность старшеклассников.
Предмет исследования – ценностные ориентации как фактор формирования профессиональной направленности старшеклассников.
Применительно к данной работе была сформулирована гипотеза – ценностные ориентации влияют на профессиональную направленность в старшем школьном возрасте.
Задачи:
1). Изучить психологическую литературу о проблеме исследования в зарубежных и отечественных источниках;
2). Изучить профессиональные интересы учеников старших классов;
3). Исследовать уровень самоактуализации у испытуемых;
4). Провести обработку и анализ результатов;
Методологическую основу составляют труды:
посвященные изучению ценностных ориентаций человека (Немов Р.С. [30], Рокич М., Рубинштейн С.Л. [43]);
посвященные изучению развития и становления личности (Колберг Г., Мерлин В.С., Немов Р.С. [30], Олпорт Г., Поршнев Б.Ф. [36], Якобсон П.М. [55]);
посвященные изучению профессионального самоопределения (Байтингер О.Е. [5], Буякас Т.М. [7], Климов Е.А. [25], Пряжников Н.С. [38]);
посвященные изучению возрастных особенностей в подростковом и юношеском возрасте (Божович Л.И. [8], Кон И.С. [26, 27], Мудрик А.В., Эльконин Д.Б.).
Для достижения цели и реализации задач были использованы следующие методы:
метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблематике;
констатирующий эксперимент с исследованием методик;
метод математической обработки данных (критерий Манна-Уитни).
Теоритическая новизна исследования заключается в том, что впервые предметом исследования стал вопрос о взаимосвязи профессиональной направленности и профессионального самоопределенияучащихся старших классов общеобразовательной школы.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности своевременного выявления структуры и динамики ценностных ориентаций старшеклассников, как показателя духовной жизни, целей и общей направленности молодежи в своих позициях, которые определяют мотивы поведения, поступков, и использования этих данных как фундамента для дальнейшей работы и помощи старшеклассникам, их родителям, так же для статистики и научной работы. Данные могут быть использованы психологами и педагогами в школах.
Структура дипломной работы включает : введение, теоретическую часть, экспериментальную часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Количество таблиц - 7, количество диаграмм -1, количество приложений с описанием методик – 3. Список литературы содержит 57 источников, всего в дипломной работе 100 страниц.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Дипломная работа
- Глава 1. Теоретический анализ ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников…………………………..….…………………………..6
- Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников
- Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» личности
- Ценностные ориентации в юношеском возрасте
- 1.2. Процесс профессионального самоопределения
- 1.2.1. Психологические особенности профессионального самоопределения
- 1.2.2. Представления старшеклассников о будущей профессии
- 1.3. Роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения старшеклассников
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников
- 2.1. Программа исследования
- 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Список литературы
- Методика «Ценностные ориентации» (м. Рокич)
- Дифференциально-диагностический опросник е.А. Климова
- Методика «самоактуализационный тест» (сат)