logo
Диплом

Выводы по 1 главе

  1. Важное место в жизненном и профессиональном самоопределении старшеклассников занимают ценностные ориентации, являясь общественными регуляторами сознания и поведения человека. (по М. Пряжников)

  2. Профессиональное самоопределение – процесс принятия решений, касающихся профессионального развития; это определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. Профессиональное самоопределение тесным образом связано с понятием «профессиональная направленность». Это интегральная характеристика мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающаяся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях.

  3. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Профессиональное самоопределение становится характерной особенностью в юношеском возрасте.

  4. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, которые оказывают особое влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения.

Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. В своем поведении старшеклассник все больше начинает ориентироваться на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего жизненного опыта.

  1. В возрасте 16-17 лет подростки еще не готовы сделать зрелый, полноценный выбор дальнейшего профессионального самоопределения по причине недостаточной сформированности соответствующих психологических функций.

  2. При подготовке к выбору профессии особое внимание уделяется формированию ценностных ориентаций. Они являются общественными регуляторами сознания и поведения человека, в которых сплетаются воедино личностный и социальный аспекты выбора профессии.

Таким образом, чтобы сделать оптимальный выбор в ситуации профессионального самоопределения, необходимо обладать навыками построения воображаемой картины взаимосвязи жизненных событий и направленностью этой картины в будущее.