2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Исходя из логической последовательности, сначала проанализируем и проинтерпретируем результаты ДДО Е.А Климова, а затем – результаты методики ценностных ориентаций М.Рокича. А в последствие с помощью математической статистикой обработаем и проинтерпретируем полученные результаты.
Анализ и интерпретация результатов дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова.
С помощью ДДО Е.А. Климова (предназначенного для отбора на различные типы профессий) мы выявили профессиональные ориентации исследуемых десятиклассников. То есть, мы продиагностировали склонности исследуемых девушек и юношей к профессиональным знаниям и умениям. Это послужило основанием для разделения всей нашей выборки (35 человек) на 5 групп в соответствии с типами профессий, отмеченных Е.А. Климовым (табл. 1). Также мы подсчитали процентное соотношение распределения испытуемых по группам типов профессий (там же).
Таблица 1
Распределение выборки в соответствии с типами профессий
Тип профессии по ДДО Е.А. Климова |
Человек- природа |
Человек- техника |
Человек-человек |
Человек-знак |
Человек-художественный образ |
всего |
Количество человек | 2 | 8 | 13 | 2 | 10 | 35 |
Количество человек в % | 5,7 | 22,9 | 37,1 | 5,7 | 28,6 | 100 |
Итак, к первой группе были отнесены старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствует типу профессий «человек-природа» (5,7% от общего числа старшеклассников, принявших участие в исследовании). Люди, относящиеся к данному типу часто склонны к систематизации, наблюдательности, они с потребностью в двигательной активности, с устойчивым вниманием. Обычно, такие люди склонны к выбору таких профессий, как агроном, биолог, геолог, садовник и т.д.
Во вторую группу вошли старшеклассники, чья профессиональная ориентация относится к типу профессий «человек-техника» (22,9% от числа опрошенных). Охарактеризовать таких людей в этом виде деятельности можно так: они охотно занимаются конкретными объектами и их использованием. Они склонны заниматься деятельностью, требующей моторных навыков, ловкости и конкретности. Выбирают профессии конкретного действия – это механик, электрик, сварщик, швея и т.п. Можно сказать, что этой группе людей свойственны математические способности, а не вербальные. Из наших испытуемых в этой группе юноши составляют подобающее большинство.
Третью группу составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу «человек-человек» (37,1%). Обычно, к этому типу относятся люди, которые обладают социальными умениями. Они нуждаются в социальных контактах. Основными чертами характера таких людей являются общительность, гуманность, стремление воспитывать. У них предпочитаемыми профессиями становятся: психолог, гувернер, врач, преподаватель, инспектор, администратор. По сравнению с типом «человек-техник», у этой категории людей хорошо развиты вербальные способности.
В четвертую группу вошли старшеклассники, профессиональная ориентация которых соответствовала типу «человек-знак» (5,7%). Этот тип характеризуется тем, что относящиеся к этой группе люди предпочитают руководящие роли. В них они могут удовлетворить свои потребности быть признанными. Данная группа людей выбрала бы следующие профессии: редактор, лингвист, программист, нотариус, диспетчер и т.п. Такие люди предпочитают деятельность, связанную с ручным трудом, который требует от них усидчивости и большой концентрации внимания, а также интеллектуальных усилий.
И пятую группу составили старшеклассники с профессиональной ориентацией по типу «человек-художественный образ» (28,6% от числа опрошенных). Людям, относящимся к этому профессиональному типу свойственен сложный взгляд на мир и жизнь. Но они часто проявляют гибкость, оригинальность, независимость решений, а порой и неординарность в своем поведении. Такие люди любят выделяться в социуме разными способами. В основном предпочитают такие профессии как хореограф, музыкант, флорист, дизайнер, художник и т.д. У подобного рода людей очень высоки способности восприятия и очень четко развита моторика.
Таким образом, в результате проведения ДДО Е.А. Климова у нас получилось, что наибольшее количество опрошенных десятиклассников относится к профессиональной направленности типа «человек-человек». То есть, склонности, и предпочтения таких подростков сводятся:
- к умению внимательно выслушивать людей;
- к умению хорошо и понятно говорить и выступать публично;
- к обслуживанию людей;
- к занятию лечением;
- к управлению людьми;
- к умению самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
- к обучению, воспитанию;
- к защите прав и безопасности;
- к умению легкости знакомства и общения с новыми людьми;
- к чуткости и доброжелательности с окружающими.
Иными словами, это все профессии, которые непосредственно связаны с работой и общением с людьми, с их обслуживанием.
На втором месте тип профессий «человек-художественный образ». То есть, это все творческие специальности. Склонности и предпочтения, выраженные способности людей, относящихся к этой группе таковы:
- склонности заниматься художественным оформлением;
- заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино и др.);
- изготавливать своими руками красивые вещи;
- способность сочинять (стихи, прозу и др.);
- выступать на сцене;
- петь, играть на музыкальных инструментах.
На третьем месте тип «человек-техника». Склонностями и предпочтениями старшеклассников (а это в основном юноши) попавших в эту группу стали:
- стремление исследовать, наблюдать;
- создавать и испытывать новые образцы;
- планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
- придумывать новые способы деятельности;
- самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
- принимать нестандартные решения.
Это все технические профессии. Профессии, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами, аппаратами, станками.
И четвертое место занимают два типа:
– «человек-природа» - к этому типу относятся люди, которые получают удовольствие от любой деятельности, связанной с растениеводством и животноводством, то есть с природными объектами и явлениями;
– «человек-знак» - это люди склонные к выполнению деятельности, связанной с цифровыми и буквенными знаками, переработкой информации, с обсчетами.
Наглядно распределение профессиональных предпочтений десятиклассников можно увидеть на представленной ниже диаграмме в долях (рис.1), где типы профессий обозначены как: «человек-природа» - «Ч-П», «человек-техника» - «Ч-Т», «человек-человек» - «Ч-Ч», «человек-знак» - «Ч-З», «человек-художественный образ» - «Ч-Х».
Рис 1. Профессиональные предпочтения старшеклассников.
В результате мы получили, что наибольшее количество опрошенных старшеклассников относятся к типу профессий «человек-человек». Можно предположить, что профессии данного типа имеют широкое распространение в нашем обществе. И тем самым склоняют детей к выбору профессий, связанных с обслуживанием людей, с общением, работой с людьми. Данные виды профессий, возможно, являются актуальными в наше время, так как возрос спрос их на рынке труда. В связи с экономическим подъемом страны, повышается благосостояние населения, растет спрос в сфере услуг. И следовательно требуются вакансии, связанные с этими профессиональными направления.
А, по всей видимости, менее актуальными и уместными профессиями считаются те профессии, которые связаны с животноводством, растениеводством, лесным хозяйством. Это профессии системы «человек-природа». Возможно, это связано с тем, что профессии данного типа мало развиты, плохо функционирует материально-техническая база, где можно заниматься опытами, исследованиями. Животноводство, фермерство, сельское хозяйство – все это на сегодняшний день заброшено.
К тому же наше исследование показывает, что для опрошенных десятиклассников является менее интересной профессиональная направленность типа «человек-знак». Это все те профессии, которые связаны с переработкой полученной информации, с ведением обсчетов, с составлением программ. Возможно, это объясняется тем, что все меньше и меньше детей с высокой устойчивостью внимания, усидчивых, терпеливых и наблюдательных.
Анализ и интерпретация результатов методики ценностных ориентаций М. Рокича.
Благодаря методике ценностных ориентаций М. Рокича, мы провели анализ структуры ценностей десятиклассников в распределенных профессиональных группах. То есть, распределили ранговые показатели по всем ценностям опрошенных подростков в соответствии с типом профессиональной направленности по ДДО Е.А. Климова.
Для наглядности подсчитали среднегрупповые ранговые показатели, как инструментальных ценностей, так и терминальных. Полученные результаты представлены ниже в таблице 2.
Таблица 2
Среднегрупповые ранговые показатели ценностей старшеклассников в группах с различной профессиональной направленностью
Терминальные ценности | Человек- природа | Человек-техника | Человек-человек | Человек-знак | Человек-художник |
Активная деятельная жизнь | 8,5 | 9,6 | 9,2 | 5 | 7,4 |
Мудрость | 7,5 | 12,1 | 9,3 | 9 | 8,8 |
Продолжение Таблицы 2 | |||||
Инструментальные ценности
| Человек- природа | Человек-техника | Человек-человек | Человек-знак | Человек-художник |
Здоровье | 8,5 | 2,6 | 4,8 | 6,5 | 4,2 |
Интересная работа | 6,5 | 11,5 | 10,3 | 6,5 | 9,1 |
Красота природы и искусства | 15 | 13,4 | 14,6 | 16 | 14,5 |
Любовь | 2 | 5,6 | 5,2 | 10,5 | 6,2 |
Материально обеспеченная жизнь | 2 | 8,5 | 11,3 | 8,5 | 10,6 |
Наличие хороших и верных друзей | 5 | 6,2 | 5,8 | 4 | 6,6 |
Общественное признание | 15 | 9,2 | 8,4 | 14 | 12,1 |
Познание | 12,5 | 8,9 | 11,8 | 8,5 | 13 |
Продуктивная жизнь | 11,5 | 10,4 | 11,8 | 6 | 10,8 |
Развитие | 8,5 | 7 | 10,1 | 12 | 10,9 |
Развлечения | 14 | 13,6 | 12,2 | 15,5 | 11,2 |
Свобода | 11,5 | 12,3 | 6,5 | 8 | 9,5 |
Счастливая семейная жизнь | 2 | 5,8 | 7 | 10,5 | 4,4 |
Счастье других | 12 | 15,7 | 11,8 | 16 | 13 |
Творчество | 17,5 | 13,1 | 14 | 15 | 9,2 |
Уверенность в себе | 11,5 | 10,6 | 6,8 | 4 | 9,4 |
Инструментальные ценности
|
|
|
|
|
|
Аккуратность | 5,5 | 7,6 | 7,3 | 11,5 | 7,2 |
Воспитанность | 4,5 | 3,7 | 6,5 | 1,5 | 4,2 |
Высокие запросы | 14,5 | 15,1 | 14,8 | 13,5 | 13,3 |
Жизнерадостность | 3,5 | 6,7 | 6 | 16 | 6,1 |
Исполнительность | 13 | 11,6 | 12,3 | 6,5 | 11,6 |
Независимость | 12 | 9 | 10,9 | 14 | 8,5 |
Непримиримость к недостаткам | 17,5 | 14,5 | 14,6 | 17 | 15,3 |
Образованность | 7 | 6,7 | 9,5 | 5 | 4,2 |
Ответственность | 7 | 5,5 | 7,2 | 2,5 | 6,9 |
Рационализм | 10,5 | 8 | 9,8 | 4 | 11,2 |
Самоконтроль | 3,5 | 9,9 | 9,8 | 4 | 8,3 |
Смелость в отстаивании своего мнения | 8 | 6,6 | 10,5 | 11,5 | 9,2 |
Твердая воля | 8 | 7,9 | 7,1 | 6,5 | 10,3 |
Терпимость | 11,5 | 11,5 | 8,3 | 12,5 | 9,7 |
Широта взглядов | 14,5 | 10,2 | 9 | 11 | 10,7 |
Честность | 6 | 5,9 | 7,8 | 12,5 | 7,9 |
Эффективность в делах | 11 | 1,3 | 11,8 | 8,5 | 10,9 |
Чуткость | 12 | 12,9 | 9,8 | 13 | 14,3 |
Отметим, что для каждой группы испытуемых, распределенных в соответствии с типами профессий, характерен выбор определенных ценностей по значимости для них в жизни.
Из таблицы среднегрупповых ранговых показателей ценностей старшеклассников в группах с различной профессиональной направленностью видно, что наибольшую значимость в группе испытуемых с профессиональной направленностью типа «человек-природа» имеют такие ценности как: любовь (2), материально обеспеченная жизнь (2), счастливая семейная жизнь (2), жизнерадостность (3,5) и самоконтроль (3,5), а также воспитанность (4,5).
А наименее важными ценностями старшеклассники из группы «человек-природа» считают: творчество (17,5), непримиримость к недостаткам в себе и других (17,5), красота природы и искусства (15), общественное признание (15), высокие запросы (14,5) и широта взглядов (14,5).
В группе «человек-техника» старшеклассники ведущие места отдали таким ценностям как здоровье (2,6) и воспитанность (3,7). Наименее значимыми для них ценностями оказались: непримиримость к недостаткам (14,5), высокие запросы (15,1) и счастье других (15,7).
В группе «человек-человек» значимыми ценностями для десятиклассников стали здоровье (4,8) и любовь (5,2). Красота природы и искусства (14,6), непримиримость к недостаткам (14,6) и высокие запросы (14,8) – оказались наименее важными ценностями в данной группе.
Наши подсчеты показали, что для группы «человек-знак» оказались важными такие ценности как: воспитанность (1,5), ответственность (2,5), рационализм (4), самоконтроль (4), уверенность в себе (4), наличие хороших и верных друзей (4), а также активная деятельная жизнь (5) и образованность (5). А к наименее значимым ценностям для этой группы испытуемых оказались: общественное признание (14), независимость (14), развлечения (15,5), творчество (16), жизнерадостность (16), счастье других (16), красота природы и искусства (16).
В группе десятиклассников, относящихся к типу профессий «человек-художественный образ» такие ценности как здоровье (4,2), воспитанность (4,2), образованность (4,2) и счастливая семейная жизнь (4,4) имеют большую значимость, чем чуткость (14,3), красота природы и искусства (14,5) и непримиримость к недостаткам в себе и других (15,3).
Итак, теперь мы можем составить список ценностей, распределив их по степени важности для выделенных групп старшеклассников с различной профессиональной направленностью (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ценностей по степени важности в профессиональных группах.
Сепень важности | Человек-природа | Человек-техника | Человек-человек | Человек-знак | Человек-художественный образ |
Самые значимые ценности |
|
|
|
|
|
Менее значимые ценности |
|
|
|
|
мость к недостаткам
|
По результатам исследования, можно сказать, что для типа профессий «человек-природа», в лице опрошенных десятиклассников, важными являются такие ценности как: любовь, материально обеспеченная и счастливая семейная жизнь, жизнерадостность, самоконтроль и воспитанность.
Отсюда, мы видим, что эти ценности не предопределяют направленность этого вида профессий. Эти старшеклассники опирались на свое обыденное мировоззрение, на свой опыт. То есть у них еще не сформированы ценности, которые нацелены на правильный выбор профессии типа «человек-природа».
Для подростков (в основном юноши), склонных к выбору профессий типа «человек-техника» важными ценностями стали здоровье и воспитанность. То есть, ценности подростков совпадают со значимыми ценностями, характерных для данных типов профессии. Так как в основном для этой категории профессий характерен сидячий образ работы, где здоровье является важным фактором. А интеллектуальные качества влияют на воспитанное общение с людьми.
Подростки, относящиеся к группе профессиональной направленности типа «человек-человек», ценят здоровье, духовную и физическую близость с любимым человеком (любовь). Это говорит о том, что их ценности оказывают влияние на профессиональный выбор. То есть, для таких людей характерен здоровый образ жизни, а также любовь к людям, к профессии, к знаниям.
Значимыми ценностями в группе профессий типа «человек-знак» являются: воспитанность, ответственность, рационализм, самоконтроль, уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей, образованность, активная жизненная позиция. Именно они задают основу в выборе специальностей данного типа.
Значимыми ценностями, в качестве главных жизненных принципов, в группе профессий типа «человек-художественный образ» являются здоровье, воспитанность, образованность и счастливая семейная жизнь. Однако, эти ценности не влияют на выбор таких профессий. К такому образу следовало бы отнести такие ценности, как творчество, активная деятельная жизнь, широта взглядов, красота природы и искусства, продуктивная жизнь.
Таким образом, можно сказать, что для всех профессиональных групп наших испытуемых самую меньшую значимость имеет такая терминальная ценность, как красота природы и искусства, а из инструментальных ценностей – высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других. А одними из самых значимых ценностей для всех опрошенных старшеклассников являются в большей степени воспитанность и здоровье.
То есть, для нынешних старшеклассников, по крайней мере, участвовавших в исследовании, главными ценностями в жизни являются: здоровье и воспитанность. Эти дети стремятся к сохранению своего здоровья и понимают его важность в жизни. Здоровье – это основа всего, не будет здоровья – не будет других потребностей, а будет здоровье – будет все: и работа, и оптимизм, и стремления в достижении целей и т.д.
Воспитанность является одним из средств или инструментом для реализации поставленных целей в жизни. Благодаря этому качеству дети могут показать себя в «лучшем свете», продемонстрировать хорошие манеры поведения в обществе. Воспитанность затрагивает нравственную сторону личности. С воспитанным человеком всегда приятно общение, времяпровождение.
Образованность и воспитанность являются предопределяющими ценностями для таких типов, как «человек-человек» и «человек-художественный образ». Что подтверждает связь профессиональной направленности и ценностных ориентаций.
Если смотреть по отдельности каждый тип профессий, то можно увидеть, что не все десятиклассники соотносят свои ценности с будущей профессией. К таким относятся тип «человек-природа» и «человек-художественный образ». В этом случае отсутствует связь ценностных ориентаций с профнаправленностью.
Анализ и интерпретация результатов самоактуализационного теста Э. Шострома.
Следующей задачей исследования было изучение характера самоактуализации у подростков. Самоактуализация – это внутренняя активность человека, целью которой является выявление потенциальных возможностей, ценностей и смыслов. Личность является саморегулирующейся, динамичной системой, и это означает, что субъект постоянно развивается, приобретая новые личностные и индивидуальные психологические качества, обеспечивающие ему достаточно широкие возможности самоактуализации (Л.И.Божович, И.Головаха, И.С. Кон, Я.К. Макарова и др.).
Для исследования характера самоактуализации у школьников мы использовали адаптированный к России тест POI Эверетта Шострома - Самоактуализационный тест САТ (авторы Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Кроз М.В., М.В.Латинская). СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Самоактуализационный тест (САТ) построен по тому же принципу, что и тест POI Эверета Шострома, основываясь на теории самоактуализации Абрахама Маслоу. Тест POI был адаптирован на кафедре социальной психологии МГУ им. Ломоносова. Авторы адаптированного теста (Ю.Е. Алешина.Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) внесли столько существенных изменений, что тест стал практически оригинальным психодиагностическим инструментом и получил название САТ (самоактуализационный тест). САТ измеряет самоактуализацию по базовым и дополнительным шкалам, как и в опроснике, предложенном Э. Шостромом. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов.12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по 2 шкалы в каждом. Каждый пункт теста входит в какую - либо базовую шкалу и в одну или более дополнительных. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом объем теста.
При разработке теста САТ не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровня самоактуализации. Предельное значение параметров CAT – 80 Т-баллов и более (такое явление Э. Шостром назвал «псевдосамоактуализацией») – свидетельствует о слишком сильном влиянии на результат обследования фактора социальной желательности или о намерении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете. Практика использования CAT в различных исследованиях и психотерапевтической работе показала, что «диапазон самоактуализации» у него близок к POI (55–70 Т-баллов). Шкальные оценки в 40–45 Т-баллов и ниже характерны для больных неврозами, различных форм пограничных психических расстройств, диапазон 45–55 Т-баллов составляет психическую и статистическую норму.
Результаты исследования самоактуализации представлены в таблице 4
Таблица 4
Результаты исследования самоактуализации
Шкалы | Уровень | |||||
высокий | средний | низкий | ||||
кол-во чел | % | кол-во чел | % | кол-во чел | % | |
Ориентации во времени (ОВ) | 5 | 10 | 25 | 50 | 20 | 40 |
Поддержки (Под) | 6 | 12 | 28 | 56 | 16 | 32 |
Ценностной ориентации (ЦО) | 8 | 16 | 24 | 48 | 20 | 40 |
Гибкости поведения (Г) | 7 | 14 | 12 | 24 | 28 | 60 |
Сензитивности (Сз) | 6 | 12 | 12 | 24 | 32 | 64 |
Спонтанности (Сп) | 5 | 10 | 29 | 58 | 16 | 32 |
Самоуважения (Су) | 28 | 56 | 15 | 30 | 7 | 14 |
Самопринятия (Спр) | 6 | 12 | 29 | 58 | 15 | 30 |
Представлений о природе человека (П) | 25 | 50 | 20 | 40 | 5 | 10 |
Синергии (Си) | 5 | 10 | 31 | 62 | 14 | 28 |
Принятия агрессии (Аг) | 6 | 12 | 26 | 52 | 18 | 36 |
Контактности (Ко) | 5 | 10 | 20 | 40 | 25 | 50 |
Познавательных потребностей (Пп) | 4 | 8 | 15 | 30 | 32 | 62 |
Креативности (Кр) | 6 | 12 | 29 | 58 | 15 | 30 |
Исследование самоактуализации выявило, что у школьников высокий балл по шкале Самоуважения (Су) и шкале Представлений о природе человека (П). Соответственно содержанию этих шкал, данные подростки способны оценить свои достоинства, положительные черты, уважают себя за них. Также для них характерна склонность воспринимать природу человека в целом как положительную.
Большинство испытуемых показало средние результаты в диапазоне 45–55 Т-баллов по следующим шкалам: Ориентации во времени (ОВ) - 47 Т-баллов, Поддержки (П) - 53 Т-балла, Ценностной ориентации (ЦО) -54 Т-балла, Спонтанности (Сп) – 51 Т-балл, Самопринятии (Спр) – 49 Т-балла, шкале Синергии (Си) – 49 Т-баллов, Принятии агрессии (Аг) – 54 Т-балла, Креативности (Кр) – 50 Т-баллов. Данные результаты являются показателями психической и статистической нормы испытуемых.
Низкие оценки испытуемые показали по шкале Гибкости поведения (Г) – 44 Т-балла, что говорит о неспособности быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию; Сензитивности (Сз) – 43 Т-балла, что говорит о неразвитой рефлексии, способности к определению своих чувств, потребностей; Контактности (Ко) – 44 Т-балла, говорящие о неспособности к быстрому установлению глубоких и тесных эмоциально-насыщенных контактов с людьми, к субъект-субъектному общению; Познавательных потребностей (Пп) – 38 Т-баллов, говорящие об отсутствии стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Таким образом, по всем показателям самоактуализации большинство школьников имеют средние и низкие значения, подобные данные могут быть следствием того, что самоактуализация еще только начала развиваться у подростков, находящихся как раз в таком возрасте, когда этот процесс становится возможным.
Анализ математической обработки данных.
Для выявления различий каждой ценности между профессиональными группами был использован непараметрический критерий Манна-Уитни (U) в компьютерной программе STATISTICA 6.0. В данном случае будут оцениваться различия между каждыми двумя из всех групп типов профессий по каждой ценности в отдельности. Тем самым математически мы узнаем, существует ли связь между профессиональной направленностью десятиклассников и их ценностными ориентациями.
Из-за малого количества человек попавших в группы профессиональной направленности «человек-природа» (2 человека) и «человек-знак» (2 человека), по сравнению с другими группами, исключим их из процесса выявления различий.
Необходимо выдвинуть вспомогательные гипотезы для проведения статистической обработки данных. Это поможет нам представить результаты в более четком виде. Благодаря этим вспомогательным гипотезам после окончания процесса расчетов легче понять, что же выявлено.
Статистические гипотезы подразделяются на нулевые и альтернативные. Нулевая гипотеза – это гипотеза об отсутствии различий. Это то, что мы хотим опровергнуть, т.е. различий нет в сравниваемых группах.
Альтернативная гипотеза – это гипотеза о значимости различий. Это то, что мы хотим доказать, поэтому ее можно назвать экспериментальной гипотезой. Также благодаря математической статистике мы сможем указать уровень значимости достоверности различий, если, конечно, различия существуют.
По результатам проведенного анализа были получены показатели достоверности и значимости различий по каждой ценности в попарно сравниваемых группах (табл. 5, 6 и 7).
Необходимо отметить, что чем меньше значения критерия Манна-Уитни (U), тем более вероятно, что различия достоверны. Также мы указываем, что различия достоверны на 5%-ом уровне значимости (p-level), или p<0,05, то мы имеем в виду, что вероятность того, что различия недостоверны, составляет 0,05. И если указываем, что различия достоверны на 1%-ом уровне значимости, или p<0,01, то имеем в виду, что вероятность того, что различия недостоверны, составляет 0,01 (табл. 5, 6 и 7).
Статистическая обработка данных показала, что в сравниваемых группах профессиональной направленности «человек-техника» и «человек-художественный образ» существует различие в ценности «счастье других». Самое меньшее значение критерия (U) выделено жирным шрифтом, оно говорит о достоверности различий.
То есть, эта ценность «счастье других» имеет разную значимость для профессий типа «человек-техника» и «человек-художественный образ».
Таким образом, критерий Манна-Уитни и уровень значимости показывают, что различия достоверны на 5% уровне, а вероятность того, что различия недостоверны (очень мала), составляет 0,05. По другим ценностям различий в сравниваемых группах обнаружено не было (табл. 5).
Таблица 5
Достоверность различий в сравниваемых группах «человек-техника»
и «человек-художественный образ».
-
Ценности
U
p-level
Активная деятельная жизнь
28,50000
0,306875
Мудрость
34,50000
0,625063
Здоровье
26,50000
0,230332
Интересная работа
35,50000
0,689278
Красота природы и искусства
38,50000
0,893973
Любовь
26,50000
0,230332
Материально обеспеченная жизнь
35,00000
0,656854
Наличие хороших и верных друзей
24,50000
0,168448
Общественное признание
18,50000
0,056092
Познание
34,00000
0,593955
Продуктивная жизнь
18,00000
0,050613
Развитие
19,00000
0,062056
Развлечения
30,00000
0,374260
Свобода
36,00000
0,722283
Счастливая семейная жизнь
31,50000
0,450103
Счастье других
17,50000
0,045590*
Творчество
38,50000
0,893973
Уверенность в себе
37,00000
0,789810
Аккуратность
36,00000
0,722283
Воспитанность
31,00000
0,423902
Высокие запросы
35,00000
0,656854
Жизнерадостность
40,00000
1,000000
Исполнительность
38,50000
0,893973
Независимость
34,50000
0,625063
Непримиримость к недостаткам
29,50000
0,350847
Образованность
27,50000
0,266718
Ответственность
26,50000
0,230332
Рационализм
24,50000
0,168448
Самоконтроль
23,50000
0,142632
Смелость в отстаивании своего мнения
27,50000
0,266718
Твердая воля
30,50000
0,398616
Терпимость
35,50000
0,689278
Широта взглядов
27,50000
0,266718
Честность
31,00000
0,423902
Эффективность в делах
33,00000
0,533964
Чуткость
33,50000
0,544453
* - р<0,05
Далее в сравниваемых группах профессиональной направленности «человек-техника» и «человек-человек» существует различие в ценности «свобода». Критерий Манна-Уитни (выделен жирным шрифтом, говорит, что различия достоверны) и уровень значимости показывают, что различия достоверны на 5% уровне, а вероятность того, что различия недостоверны (мала), составляет 0,05. Значит, можно сказать, что школьники группы «человек-техника» и «человек-человек» придают разную значимость ценности «свобода». По другим ценностям различий не было обнаружено (табл. 5).
Таблица 6
Достоверность различий в сравниваемых группах «человек-техника»
и «человек-человек».
-
Ценности
U
p-level
Активная деятельная жизнь
49,50000
0,856327
Мудрость
39,00000
0,346465
Здоровье
30,00000
0,111104
Интересная работа
47,50000
0,744505
Красота природы и искусства
47,00000
0,717275
Любовь
50,00000
0,884836
Материально обеспеченная жизнь
36,00000
0,246567
Наличие хороших и верных друзей
47,00000
0,717275
Общественное признание
46,00000
0,663908
Познание
32,00000
0,147502
Продуктивная жизнь
40,50000
0,404937
Развитие
26,00000
0,059710
Развлечения
37,00000
0,277343
Свобода
17,50000
0,012472*
Счастливая семейная жизнь
43,00000
0,514540
Счастье других
39,00000
0,346465
Творчество
42,00000
0,468939
Уверенность в себе
33,00000
0,168825
Аккуратность
45,00000
0,612194
Воспитанность
41,50000
0,447006
Высокие запросы
51,00000
0,942267
Жизнерадостность
46,00000
0,663908
Исполнительность
47,50000
0,744505
Независимость
41,00000
0,425668
Непримиримость к недостаткам
35,00000
0,218267
Образованность
37,50000
-1,05010
Ответственность
35,00000
-1,23115
Рационализм
41,50000
-0,76042
Самоконтроль
43,50000
0,61558
Смелость в отстаивании своего мнения
48,50000
-0,25347
Твердая воля
45,00000
0,50694
Терпимость
30,00000
1,59326
Широта взглядов
39,50000
0,90526
Честность
40,50000
-0,83284
Эффективность в делах
43,00000
0,65179
Чуткость
36,00000
1,15873
* - р<0,05
В сравниваемых группах профессиональной направленности «человек-художественный образ» и «человек-человек», как показывает математическая статистика, существуют значимые различия в ценностях «творчество» и «образованность». Критерий Манна-Уитни (выделен жирным шрифтом) и уровень значимости (p-level) показывают, что различия по ценности «образованность» достоверны на 5% уровне (вероятность того, что различия недостоверны, составляет 0,05). А различия по ценности «творчество» достоверны на 1%-ом уровне значимости (вероятность того, что различия недостоверны, составляет 0,01). Эти ценности в сравниваемых группах различны и стоят на разных местах по значимости. Различий по другим ценностям обнаружено не было (таблица 7).
Таблица 7
Достоверность различий в сравниваемых группах «человек-художественный образ» и «человек-человек».
-
Ценности
U
p-level
Активная деятельная жизнь
49,50000
0,336418
Мудрость
61,50000
0,828161
Здоровье
58,00000
0,664200
Интересная работа
55,00000
0,535144
Красота природы и искусства
63,50000
0,925883
Любовь
65,00000
1,000000
Материально обеспеченная жизнь
58,50000
0,686865
Наличие хороших и верных друзей
53,50000
0,475723
Общественное признание
37,00000
0,082479
Познание
57,00000
0,619797
Продуктивная жизнь
50,00000
0,352237
Развитие
57,00000
0,619797
Развлечения
55,00000
0,535144
Свобода
39,50000
0,113778
Счастливая семейная жизнь
39,00000
0,106865
Счастье других
60,00000
0,756495
Творчество
21,00000
0,006358*
Уверенность в себе
49,00000
0,321063
Аккуратность
58,00000
0,664200
Воспитанность
41,00000
0,136642
Высокие запросы
50,00000
0,352237
Жизнерадостность
60,50000
0,780185
Исполнительность
60,50000
0,780185
Независимость
47,50000
0,277788
Непримиримость к недостаткам
57,00000
0,619797
Образованность
27,50000
0,020038**
Ответственность
58,50000
0,686865
Рационализм
54,50000
0,514929
Самоконтроль
52,50000
0,438212
Смелость в отстаивании своего мнения
53,50000
0,475723
Твердая воля
41,00000
0,136642
Терпимость
51,00000
0,385262
Широта взглядов
51,50000
0,402461
Честность
62,00000
0,852404
Эффективность в делах
58,00000
0,664200
Чуткость
37,50000
0,088106
* - р<0,01
** - р<0,05
Различные ценности имеют разную значимость для групп с различной профессиональной направленностью. То есть, одни и те же ценности по-разному важны в различных типах профессий:
Таким образом, подводя итог анализу математической статистики, у нас получилось, что в группах профессиональной направленности «человек-техника» и «человек-художественный образ» существует достоверное различие в ценности «счастье других». В группах профессиональной направленности «человек-техника» и «человек-человек» существует достоверное различие в ценности «свобода». А в группах профессиональной направленности «человек-художественный образ» и «человек-человек» существуют достоверные различия в двух ценностях – это «творчество» и «образованность».
Отсюда следует, что альтернативная гипотеза о значимости различий подтвердилась, также мы узнали уровни этих достоверных различий.
Уровень значимости различий в попарно сравниваемых группах профессиональной направленности десятиклассников говорит о том, что существует связь между профессиональной направленностью и ценностными ориентациями.
- Дипломная работа
- Глава 1. Теоретический анализ ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников…………………………..….…………………………..6
- Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников
- Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» личности
- Ценностные ориентации в юношеском возрасте
- 1.2. Процесс профессионального самоопределения
- 1.2.1. Психологические особенности профессионального самоопределения
- 1.2.2. Представления старшеклассников о будущей профессии
- 1.3. Роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения старшеклассников
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников
- 2.1. Программа исследования
- 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Список литературы
- Методика «Ценностные ориентации» (м. Рокич)
- Дифференциально-диагностический опросник е.А. Климова
- Методика «самоактуализационный тест» (сат)