1.3. Роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения старшеклассников
Формирование познавательных интересов и профессиональной направленности личности является основой для адекватного профессионального выбора. В возрасте 16-17 лет усиливается интеграция интересов и в то же время их дифференцированность в соответствии с полом, а также имеет место объединение познавательных и профессиональных интересов.
Придерживаясь точки зрения С.Н. Чистяковой, профессиональный выбор рассматривается как «сложный динамичный процесс формирования личностью системы своих базовых отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, разработке адекватных им профессиональных планов и намерений, становления реалистического образа профессионала» [53, с.19].
Связанные с половым созреванием, большими изменениями в собственном организме и внешности; усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентированную деятельность.
Ценностные ориентации являются важнейшим фактором, определяющим профессиональный выбор. К этому мнению склоняются многие ученые. Так, по мнению Л.И. Божович «ценностные ориентации – это важнейшее психологическое условие для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения учащихся» [8, с.126].
Н.С. Пряжников также считает, что для полноценного профессионального и личностного самоопределения человека является именно ценностно-нравственная ориентация [38].
В качестве важнейшей предпосылки успешной самореализации человека в будущем можно выделить систему ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования целей и планов. Ценностные ориентации, жизненные цели и планы составляют основу жизненной перспективы.
В своих исследованиях А. Е. Голомшток приходит к выводу о том, что следует уделять должное внимание при подготовке к выбору профессии формированию ценностных ориентаций. Их место в профессиональном самоопределении, по мнению автора, определяется тем, что они являются регуляторами сознания и поведения человека в обществе, и которые соединяет в себе личностный и социальный аспекты выбора профессии [10].
Далее А.Е. Голомшток поясняет, что «в социальном плане здесь речь идет о социализации личности, т.е. о её вхождении в конкретную социальную среду, освоении ею социальных ролей и функций; в психологическом – об ориентации на род деятельности, собственное развитие и совершенствование» [10, с.80].
Итак, отметим, что сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни – это профессиональная ориентация. С помощью его эффективности, определяется степень согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько четкие, аргументированные мотивы выбора. Это в свою очередь, дает возможность выяснить отношение личности к объективным ценностям. Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала.
Таким образом, выбор и реализация способа взаимодействия личности с окружающим миром и нахождение смысла в данной деятельности рассматривается большинством исследователей как профессиональное самоопределение. На профессиональный выбор старшеклассника влияет осознание собственной системы ценностей, характеристика самой профессии и знание об объекте труда.
Представления о ценностях, связанных с характером профессии, влияют на степень активности в профессии и качество профессиональных достижений. Ценностное отношение к профессиональному выбору способствует целостности конкретного вида деятельности, охватывает ее материальные и идеальные компоненты. Сформированная система ценностей, действующая как субъективный стимул в отношении старшеклассника к реализуемым профессиям имеет решающее значение в принятии решения о выборе профессии.
- Дипломная работа
- Глава 1. Теоретический анализ ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников…………………………..….…………………………..6
- Глава 2. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и
- Введение
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников
- Понятия «ценность» и «ценностные ориентации» личности
- Ценностные ориентации в юношеском возрасте
- 1.2. Процесс профессионального самоопределения
- 1.2.1. Психологические особенности профессионального самоопределения
- 1.2.2. Представления старшеклассников о будущей профессии
- 1.3. Роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения старшеклассников
- Выводы по 1 главе
- Глава 2. Исследование ценностных ориентаций и профессиональной направленности старшеклассников
- 2.1. Программа исследования
- 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
- Выводы по 2 главе
- Заключение
- Список литературы
- Методика «Ценностные ориентации» (м. Рокич)
- Дифференциально-диагностический опросник е.А. Климова
- Методика «самоактуализационный тест» (сат)