logo
Мат подг ГАК-Дети ЗПР

Роль средового фактора в формировании задержки психического развития

В клинических и психологических исследованиях, посвященных вопросам школьной неуспеваемости, ЗПР так называемой погра­ничной умственной отсталости, почти всегда обсуждается роль социального фактора в замедлении темпа психического развития ребёнка.

Согласно некоторым зарубежным концепциям, трудности возбуждении детей являются прежде всего результатом социальной депривации — неблагоприятных условий жизни и воспитания. Поэ­тому ЗПР ребенка связывается в первую очередь с недостатком общения и информации, приводящим к ограничению его сенсорно­го, интеллектуального и эмоционального опыта.

Известное положение Л. С. Выготского о сензитивных периодах развития психических функций позволяет предположить особое значение фактора стимуляции восприятия, памяти, речи, моторики и т. д. на определенных, наиболее значимых для каждой из дан­ных функций возрастных этапах. Исходя из этого обратная ситуа­ция— длительный недостаток информации, явления социально-пе­дагогической запущенности в преддошкольном и дошкольном воз­расте— может снизить потенциальные возможности обучаемости. Факторы гипо- и гиперопеки, отрицательно влияющие на развитие, могут быть причиной и искусственной инфантилизации. Выше был описан тип ЗПР психогенного происхождения, при котором тяже­лые условия воспитания формировали патологическое развитие личности ребенка.

Тем не менее повседневная клиническая и педагогическая прак­тика показывает, что дети с явлениями социально-педагогической: запущенности и даже патологического развития личности могут восполнить пробелы в своих знаниях в условиях массовой школы при наличии адекватного индивидуального подхода в обучении.

Гораздо пагубнее роль отрицательного средового фактора для детей с органической недостаточностью нервной системы или со­матической неполноценностью. Эти дети нуждаются в более актив­ной стимуляции познавательной деятельности, чем их здоровые сверстники. В семье, уделяющей ребенку должное внимание, ЗПР конституционального, соматогенного и даже и ряде случаев це­ребрально-органического генеза может быть полностью либо в значительной мере компенсирована направленной активизацией различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагополучных семьях психическое развитие таких детей еще более замедляется. Этому способствует и типичное для неполно­ценных условий воспитания наслоение психических отклонений обусловленных ситуационно (невротических образований, наруше­ний поведения). Более того, те же неблагоприятные семейные фак­торы, которые вызывают педагогическую запущенность, нередка способствуют и возникновению самой неполноценности мозга ре­бенка (вследствие влияния на плод алкоголизма матери, большей частоты соматических и церебральных инфекций и травм, отсут­ствия своевременного обращения к врачу и регулярного лечения и т. д.). Поэтому относительно более высокий процент детей с ЗПР в неблагополучных семьях иногда приводит к ошибочному мнению о социальной причине их психической незрелости. Результаты лее клинических и нейрофизиологических исследований детей со стой­кой неуспеваемостью в большинстве случаев обнаруживают у них явления той или иной патологической «почвы» со стороны ЦНС или соматической сферы.

Помимо неблагоприятных условий воспитания заслуживает понимания и другой отрицательный средовой фактор, присоединяю­щийся позже. Речь идет о психотравмирующей для ребенка ситуа­ции, связанной с его несостоятельностью в условиях массовой школы.

Низкая оценка сверстниками интеллектуальных возможностей этих детей неправомерно распространяется и на их внешность, моральные качества. Длительная психотравмирующая ситуация, приводящая к невротическим образованиям, вызывает у детей с ЗПР различного генеза отрицательное отношение к школе, нередко толкает на ложные пути самоутверждения и способст­вует формированию ряда асоциальных форм поведения в подрост­ковом возрасте.