Особенности речи детей с зпр
Уровень развития речи детей с зпр удовлетворяет потребностям повседневного бытового общения. Но в то же время у детей наблюдается речевая неактивность, нецеленаправленность монологических высказываний, быстрое соскальзывание с заданной темы на более знакомую, привнесение случайных ассоциаций, использование устоявшихся штампов. У 60 % детей с ЗПР не нарушено звукопроизношение. Основным видом нарушений является смешение, которому подвергаются звуки, имеющие сложную артикуляцию. У детей с ЗПР звуки ставятся легко, но автоматизируются трудно, медленно, из-за недостаточной аналитической деятельности. Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики. Недостатки речи, связанные с ФФН, проявятся в дальнейшем при обучении чтению и письму, поэтому требуется длительная работа по развитию и коррекции. Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с зпр и их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. Именно они определяют ограниченность, неточность, а иногда ошибочность знаний и представлений детей об окружающем мире. Ограниченный, бедный словарь. Страдает предметная отнесенность слов - номинативная функция речи. Использование элементарных обобщающих понятий вызывает затруднения, дети часто применяют не родовое, а видовое конкретное понятие. «Земляника – это малинка такая».
Дети редко используют глаголы, обозначающие эмоциональные состояния. Дети с зпр ограниченно используют прилагательные. Крайне невелика группа оценочных прилагательных. Понимание незнакомых слов определяется его звуковым сходством с ранее известным. Другая особенность - буквальное понимание слов. Часто дети сужают значение слов под конкретную ситуацию. У детей с зпр задержка сроков проявления детского словотворчества.
Дети с зпр в основном адекватно используют в речи категории числа и падежа. Сложнее дети усваивают грамматическую категорию рода, большую трудность средний род, грамматическая правильность речевого высказывания часто зависит от того, насколько слово знакомо ребенку. Для многих детей проблему представляет правильное использование предлогов.
Основные направления коррекционной работы:
Устранение вялости артикуляции, развитие умения соотносить слово с предметом, явлением, признаком, действием, уточнение и обогащение словарного запаса, ознакомление с незнакомыми словами и обучению правильному употреблению слов и предлогов.
- Материалы для подготовки гак по Специальной педагогике и психологии-Дети с зпр
- Дети с задержкой психического развитии (зпр)
- 3. Зпр психогенного происхождения. Этот тип зпр связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
- Роль средового фактора в формировании задержки психического развития
- Дифференциальная диагностика зпр и олигофрении
- Психологическая коррекция нарушений познавательной деятельности детей с зпр
- Рекомендации по коррекционной работе устной речи
- Зпр соматогенного происхождения
- Зпр психогенного происхождения
- Зпр церебрально-органического происхождения
- Эмоциональная сфера
- Межличностные отношения
- Особенности поведения
- Формирование личности ребенка с зпр в воспитательно-образовательном процессе доу
- Определение готовности к школьному обучению детей с зпр. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы.
- Особенности и формирование игровой деятельности детей с зпр. Возможности интеграции детей с зпр в среду сверстников через различные виды деятельности
- Соотношение разных видов контактов со взрослым у старших дошкольников с зпр к моменту поступления в группу, %
- Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с зпр
- Психологическая помощь детям с зпр
- Коррекционная среда для детей с зпр
- Особенности саморегуляции и формирование общей способности к учению у детей с зпр
- I. Ребенок встречает предложенное ему задание с выраженным интересом. Интерес к деятельности сохраняется у не-
- 1По представить положение такого ребенка на групповом занятии: он «выпадает» из него, занятие не продвигает его в психическом развитии, оно теряет для него свой развивающий эффект.
- Особенности речи, письма и чтения, их коррекция у детей с зпр
- Особенности речи детей с зпр
- Письмо.
- Трудности при обучении чтению: психологические причины, диагностика и коррекция
- Трудности при обучении математике: психологические причины, диагностика и коррекция