logo
Мат подг ГАК-Дети ЗПР

Особенности речи, письма и чтения, их коррекция у детей с зпр

Л. С. Славина выделяет свои пять групп неуспевающих школьников и соответственно пять групп причин неуспевае­мости: 1) неправильное отношение к учению; 2) трудности ус­воения учебного материала, связанные с тем, что обычно на­зывают отсутствием способностей; 3) неправильно сформиро­вавшиеся навыки и способы учебной работы; 4) неумение тру­диться; 5) отсутствие познавательных и учебных интересов.

выделяем три типа детей с пониженной обучаемостью:

1-й подтип: незначительное снижение обучаемости, прак­тический тип мышления сочетается с некоторым интересом к учебной деятельности. Затруднения дети испытывают в заданиях, требующих абстрактного мышления, особенно при переходе к новой теме. Неудачи остро переживают, компен­сируя их успехами в учебных заданиях практического ха­рактера.

2-й подтип: значительное снижение обучаемости. Учатся без интереса, из осознания долга. С трудом усваивают весь материал, особенно теоретический. Отличаются устойчивым тревожным состоянием, и, вместе с тем, старательностью.

3-й подтип: очень значительное снижение обучаемости. К учению скоро начинают относиться как к тяжкой обязанно­сти. Теоретический материал не усваивают совсем, сразу на­правляя усилия на поиски обходных путей. Эмоционально угнетены, нередко с переходом в состояние фрустрации, вы­ход из которого находят в отказе от учения.

Пониженная обучаемость у отстающих в учении детей часто приобретает устойчивый характер за счет слияния в единую систему отдельных недостатков мышления, практического и избирательного отношения к учебному материалу, в связи с возникновением нерациональных способов действий.

А. М. Гельмонт выделяет «три специфические категории неуспеваемости, представляющие собой известную градацию — от более сложного и серьезного характера и степени неуспева­емости к более легко преодолимой».

К первой категории относятся случаи «общего и глубокого отставания в учении», когда учащийся не успевает по многим (или даже по всем) предметам на протяжении длительного периода времени.

Вторая категория характеризуется частичной, но относи­тельно стойкой неуспеваемостью по основным предметам.

Третья категория характеризуется неуспеваемостью, ко­торая носит эпизодический характер.

В основу дифференциации неуспеваемости положен пси­хологический критерий — степень легкости (трудности) преодолимости данного отрицательного явления. С этой точки зрения, наименее благоприятной является неуспеваемость, которая характеризуется общим глубоким отставанием в учении. Установлены степень эффективности принимае­мых в школе мер по борьбе с неуспеваемостью, с учетом ее категории. Оказалось, эпизодическая успеваемость успешно преодолевалась почти в 75 % случаев, частичная стойкая — в 61 %, в то время как для неуспеваемости первой категории соответствующий показатель был равен только 29 %.

Преобладающей причиной частичной стойкой неуспе­ваемости являются недостатки преподавания. Они же вызывают и случаи эпизодической неуспеваемости, но в отно­шении последней основное значение приобретают причины, непосредственно связанные с личностью ученика (его нера­дивость, безответственное отношения к школьным обязанно­стям и т. д.).

В тех же исследованиях были указаны три причины воз­никновения общего и глубокого отставания в учении, поми­мо действия неблагоприятных бытовых условий: