Особенности речи, письма и чтения, их коррекция у детей с зпр
Л. С. Славина выделяет свои пять групп неуспевающих школьников и соответственно пять групп причин неуспеваемости: 1) неправильное отношение к учению; 2) трудности усвоения учебного материала, связанные с тем, что обычно называют отсутствием способностей; 3) неправильно сформировавшиеся навыки и способы учебной работы; 4) неумение трудиться; 5) отсутствие познавательных и учебных интересов.
выделяем три типа детей с пониженной обучаемостью:
-
Первый тип — дети, не желающие учиться (вопрос о способах действий здесь отпадает);
-
Второй тип — дети, желающие учиться, но в силу сложившихся обстоятельств приобретшие нерациональные способы действий;
-
Третий тип — дети с положительным отношением к учению и более-менее адекватными способами действий, усвоенными под постоянным контролем учителя. Второй тип, как наиболее многочисленный, делится на три подтипа по уровню снижения обучаемости с учетом механизмов компенсации недостатков.
1-й подтип: незначительное снижение обучаемости, практический тип мышления сочетается с некоторым интересом к учебной деятельности. Затруднения дети испытывают в заданиях, требующих абстрактного мышления, особенно при переходе к новой теме. Неудачи остро переживают, компенсируя их успехами в учебных заданиях практического характера.
2-й подтип: значительное снижение обучаемости. Учатся без интереса, из осознания долга. С трудом усваивают весь материал, особенно теоретический. Отличаются устойчивым тревожным состоянием, и, вместе с тем, старательностью.
3-й подтип: очень значительное снижение обучаемости. К учению скоро начинают относиться как к тяжкой обязанности. Теоретический материал не усваивают совсем, сразу направляя усилия на поиски обходных путей. Эмоционально угнетены, нередко с переходом в состояние фрустрации, выход из которого находят в отказе от учения.
Пониженная обучаемость у отстающих в учении детей часто приобретает устойчивый характер за счет слияния в единую систему отдельных недостатков мышления, практического и избирательного отношения к учебному материалу, в связи с возникновением нерациональных способов действий.
А. М. Гельмонт выделяет «три специфические категории неуспеваемости, представляющие собой известную градацию — от более сложного и серьезного характера и степени неуспеваемости к более легко преодолимой».
К первой категории относятся случаи «общего и глубокого отставания в учении», когда учащийся не успевает по многим (или даже по всем) предметам на протяжении длительного периода времени.
Вторая категория характеризуется частичной, но относительно стойкой неуспеваемостью по основным предметам.
Третья категория характеризуется неуспеваемостью, которая носит эпизодический характер.
В основу дифференциации неуспеваемости положен психологический критерий — степень легкости (трудности) преодолимости данного отрицательного явления. С этой точки зрения, наименее благоприятной является неуспеваемость, которая характеризуется общим глубоким отставанием в учении. Установлены степень эффективности принимаемых в школе мер по борьбе с неуспеваемостью, с учетом ее категории. Оказалось, эпизодическая успеваемость успешно преодолевалась почти в 75 % случаев, частичная стойкая — в 61 %, в то время как для неуспеваемости первой категории соответствующий показатель был равен только 29 %.
Преобладающей причиной частичной стойкой неуспеваемости являются недостатки преподавания. Они же вызывают и случаи эпизодической неуспеваемости, но в отношении последней основное значение приобретают причины, непосредственно связанные с личностью ученика (его нерадивость, безответственное отношения к школьным обязанностям и т. д.).
В тех же исследованиях были указаны три причины возникновения общего и глубокого отставания в учении, помимо действия неблагоприятных бытовых условий:
-
плохая подготовленность и значительные пробелы знаний;
-
отрицательное отношение к учению;
-
отсутствие привычки к организованному труду, недостаточный уровень общего развития.
- Материалы для подготовки гак по Специальной педагогике и психологии-Дети с зпр
- Дети с задержкой психического развитии (зпр)
- 3. Зпр психогенного происхождения. Этот тип зпр связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
- Роль средового фактора в формировании задержки психического развития
- Дифференциальная диагностика зпр и олигофрении
- Психологическая коррекция нарушений познавательной деятельности детей с зпр
- Рекомендации по коррекционной работе устной речи
- Зпр соматогенного происхождения
- Зпр психогенного происхождения
- Зпр церебрально-органического происхождения
- Эмоциональная сфера
- Межличностные отношения
- Особенности поведения
- Формирование личности ребенка с зпр в воспитательно-образовательном процессе доу
- Определение готовности к школьному обучению детей с зпр. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы.
- Особенности и формирование игровой деятельности детей с зпр. Возможности интеграции детей с зпр в среду сверстников через различные виды деятельности
- Соотношение разных видов контактов со взрослым у старших дошкольников с зпр к моменту поступления в группу, %
- Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с зпр
- Психологическая помощь детям с зпр
- Коррекционная среда для детей с зпр
- Особенности саморегуляции и формирование общей способности к учению у детей с зпр
- I. Ребенок встречает предложенное ему задание с выраженным интересом. Интерес к деятельности сохраняется у не-
- 1По представить положение такого ребенка на групповом занятии: он «выпадает» из него, занятие не продвигает его в психическом развитии, оно теряет для него свой развивающий эффект.
- Особенности речи, письма и чтения, их коррекция у детей с зпр
- Особенности речи детей с зпр
- Письмо.
- Трудности при обучении чтению: психологические причины, диагностика и коррекция
- Трудности при обучении математике: психологические причины, диагностика и коррекция