Трудности при обучении математике: психологические причины, диагностика и коррекция
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Психолого-педагогические рекомендации |
Затруднения в счете, отсутствие устойчивых навыков счета
| Не сформирован переход из конкретного плана действий в абстрактный |
|
Недостаточно сформирован внутренний план действий |
| |
Несформированность понятий "больше" и "меньше" |
| |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
| |
Сниженный уровень интеллектуальной деятельности | Повысить качество мыслительной деятельности (развивающие задания на анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.) | |
Сниженная работоспособность | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение "разгрузочного дня ") | |
Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
|
Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" |
| |
Затруднения при разложении числа на удобные для вычисления части
| Недостаточный уровень развития процессов анализа |
|
Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" |
| |
Трудности при продолжении числового ряда с заданной позиции
| Несформированность понятия числового ряда |
|
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
| |
Ошибки при решении арифметических примеров
| Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" |
|
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
| |
Низкий уровень сформированного внутреннего плана действия |
| |
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания |
| |
Трудности в назывании компонентов при выполнении арифметических действий
| Недостаточное развитие смысловой памяти |
|
Недостаточная отдифференци-рованность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление" |
|
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Психолого-педагогические рекомендации |
|
Затруднения при переводе из словесной формы в цифровую и наоборот
| Отсутствие прочных ассоциативных связей между словесным обозначением и графической формой чисел | Записывать цифровые данные словами и наоборот |
|
Незнание состава чисел | Ликвидировать пробелы в знаниях |
| |
Некрасивое написание цифр, высота цифр не соответствует высоте клеток в тетради
| Недостатки в развитии тонкой моторики руки |
|
|
Несформированность процессов зрительного анализа |
|
| |
Несформированность зрительно-двигательных координации |
|
| |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
|
| |
Не усвоено понятие "рабочая строка" |
|
| |
Смешивание действий сложения и вычитания, умножения и деления
| Недостаточная сформированность процессов анализа |
|
|
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
|
| |
Недостаточная отдифференци-рованность понятий "сложение", "вычитание", "умножение", "деление" |
|
| |
Умеет считать предметы, но допускает ошибки в счете звуков, движений и др. | Недостаточная обобщенность действия счета | Упражнения на пересчитывание различных совокупностей объектов |
|
"Зеркальное" написание цифр
| Недостаточность процессов зрительного анализа |
|
|
Недостаточность анализа пространственных отношений |
|
| |
Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами цифр |
|
| |
При списывании цифровой последовательности запись начинается с последнего элемента (напр., 123 вместо 321)
| Несформированность однонаправленности считывания записей слева направо |
|
|
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
|
| |
Задание, выполненное учеником, располагается слева от образца | Несформированность процессов зрительного анализа |
|
|
Запись и выполнение столбиков примеров в направлении снизу вверх
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
|
|
Несформированность процессов зрительного анализа |
|
| |
Неосвоенность правила размещения учебного материала в направлении сверху вниз |
|
| |
Незнание отношений между смежными числами
| Несформированность понятия числового ряда |
|
|
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
|
| |
Затруднения при счете в обратном порядке | Несформированность понятия числового ряда |
|
|
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
|
|
Затруднения при определении места числа в натуральном ряду | Несформированность понятия числового ряда |
|
|
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Психолого-педагогические рекомендации |
|
| Недостаточность развития мыслительной операции "анализ через синтез" |
|
|
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
|
| |
Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа)
| Неотдифференцированность понятий "число" и "цифра" |
|
|
Неусвоенность позиционного принципа построения многозначных чисел |
|
| |
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
|
| |
Недостаточная сформированность процессов зрительного анализа |
|
| |
Неправильное пользование количественными и порядковыми числительными
| Неотдифференцированность понятий "итог счета" и "процесс счета" |
|
|
Непонимание смысла счетного действия |
|
| |
Неосвоенность операционального состава действия | Ликвидировать пробелы в знаниях |
| |
Трудности в обозначении числом множеств
| Не сформировано умение перехода из конкретного плана в абстрактный |
|
|
Недостаточное развитие анализа пространственных отношений |
|
| |
Не усвоено понятие числа | Ликвидировать пробелы в знаниях |
| |
Трудности в формулировании правила на основе анализа конкретных примеров
| Несформированность мыслительной операции обобщения |
|
|
Сформированность слишком узких обобщений |
|
| |
Недостаточность мыслительной операции абстрагирования |
|
| |
Трудности решения задач и примеров с буквенными обозначениями
| Недостаточность мыслительной операции абстрагирования |
|
|
Недостаточное развитие процессов обобщения |
|
| |
Неспособность решать задачи несколькими способами
| Недостаточная гибкость мыслительной деятельности |
|
|
Недостаточное развитие операции анализ через синтез |
|
| |
Трудности при осуществлении сравнения
| Отсутствие обобщенности мыслительной операции сравнения |
|
|
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности |
|
| |
Затруднения при переносе знаний |
|
| |
Неумение сравнивать числа на основе сопоставления элементов конкретных множеств
| Недостаточность процессов анализа |
|
|
Несформированность умения устанавливать взаимнооднозначные соответствия |
|
| |
Тугодумость, замедленный темп умственной деятельности
| Инертность нервных процессов | Предоставить возможность работать в удобном темпе |
|
Недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.) |
|
| |
Педагогическая симптоматика трудностей | Психологические и другие причины | Психолого-педагогические рекомендации |
|
| Низкий уровень освоения учебного материала | Проверка соответствующих знаний |
|
Основательность и глубина смысловой обработки учебного материала |
|
| |
Неумение вычленить математическое содержание из разнообразного внешнего оформления задач
| Недостаточность операции абстрагирования |
|
|
Недостаточная гибкость мыслительной деятельности |
|
| |
Недостаточность мыслительной операции обобщения |
|
| |
Не усвоено понятие инвариантности |
|
| |
Неумение решать задачи
| Недостаточность процессов анализа и анализа через синтез |
|
|
Синкретичность мышления |
|
| |
Конкретность мышления |
|
| |
Несформированность мыслительной операции обобщения |
|
| |
Недостатки в развитии процессов памяти {несохранение в памяти всех условий задачи) |
|
| |
Недостатки в развитии процессов произвольного внимания |
|
| |
Шаблонность мышления (негибкость) |
|
| |
Неустойчивость мыслительной деятельности |
|
| |
Недостаточное осознавание своих мыслительных действий | Требовать от ученика объяснения решения задачи, хода своего мыслительного процесса |
| |
Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспроизведению ранее усвоенных способов выполнения заданий
| Инертность мыслительной деятельности |
| |
Интеллектуальная пассивность (использование пальцев при счете) | Повышение уровня познавательной активности, формировать внутренний план действий | ||
Поверхностная смысловая обработка математического материала |
| ||
Использование нерациональных приемов решения примеров и задач
| Несформированность мыслительной операции установления закономерностей |
| |
Несформированность мыслительной операции "анализ через синтез" |
| ||
Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач
| Недостатки в развитии процессов обобщения |
| |
Поверхностная смысловая обработка математического материала |
| ||
Недостатки в развитии смысловой памяти |
|
- Материалы для подготовки гак по Специальной педагогике и психологии-Дети с зпр
- Дети с задержкой психического развитии (зпр)
- 3. Зпр психогенного происхождения. Этот тип зпр связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
- Роль средового фактора в формировании задержки психического развития
- Дифференциальная диагностика зпр и олигофрении
- Психологическая коррекция нарушений познавательной деятельности детей с зпр
- Рекомендации по коррекционной работе устной речи
- Зпр соматогенного происхождения
- Зпр психогенного происхождения
- Зпр церебрально-органического происхождения
- Эмоциональная сфера
- Межличностные отношения
- Особенности поведения
- Формирование личности ребенка с зпр в воспитательно-образовательном процессе доу
- Определение готовности к школьному обучению детей с зпр. Направления и содержание коррекционно-развивающей работы.
- Особенности и формирование игровой деятельности детей с зпр. Возможности интеграции детей с зпр в среду сверстников через различные виды деятельности
- Соотношение разных видов контактов со взрослым у старших дошкольников с зпр к моменту поступления в группу, %
- Некоторые приемы формирования сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с зпр
- Психологическая помощь детям с зпр
- Коррекционная среда для детей с зпр
- Особенности саморегуляции и формирование общей способности к учению у детей с зпр
- I. Ребенок встречает предложенное ему задание с выраженным интересом. Интерес к деятельности сохраняется у не-
- 1По представить положение такого ребенка на групповом занятии: он «выпадает» из него, занятие не продвигает его в психическом развитии, оно теряет для него свой развивающий эффект.
- Особенности речи, письма и чтения, их коррекция у детей с зпр
- Особенности речи детей с зпр
- Письмо.
- Трудности при обучении чтению: психологические причины, диагностика и коррекция
- Трудности при обучении математике: психологические причины, диагностика и коррекция