8. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация.
Целостный организм неразрывно связан с окружающей его внешней средой, и поэтому, как писал еще И. М. Сеченов, в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него. Физиология целостного организма изучает не только внутренние механизмы саморегуляции физиологических процессов, но и механизмы, обеспечивающие непрерывное взаимодействие и неразрывное единство организма с окружающей средой. Непременным условием и проявлением такого единства является адаптация организма к данным условиям. Однако понятие адаптации имеет и более широкий смысл и значение.
Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые обеспечиваются на основе физиологических процессов, про исходящих на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Этим термином пользуются для характеристики широкого круга приспособительных процессов: от адаптивного синтеза белков в клетке и адаптации рецепторов к длительно действующему раздражителю до социальной адаптации человека и адаптации народов к определенным климатическим условиям. На уровне организма человека под адаптацией понимают его приспособление к постоянно меняющимся условиям существования.
Организм человека адаптирован к адекватным условиям среды в результате длительной эволюции и онтогенеза, создания и совершенствования в ходе их адаптивных механизмов (адаптогенез) в ответ на выраженные и достаточно длительные изменения окружающей среды. К одним факторам внешней среды организм адаптирован полностью, к другим — частично, к третьим — не может адаптироваться из-за их крайней экстремальности. В этих условиях человек погибает без специальных средств жизнеобеспечения (на пример, в космосе без скафандра вне космического корабля). К менее жестким — субэкстремальным влияниям человек может адаптироваться, однако длительное нахождение человека в субэкстремальных условиях ведет к перенапряжению адаптационных механизмов, болезням, а иногда и смерти.
Различают многие виды адаптации. Физиологической адаптацией называют достижение устойчивого уровня активности организма и его частей, при котором возможна длительная активная деятельность организма, включая трудовую активность в измененных условиях существования (в том числе социальных) и способность воспроизведения здорового потомства. Физиология исследует формирование и механизмы индивидуальной адаптации.
Различные люди с разной скоростью и полнотой адаптируются к одним и тем же условиям среды. Скорость и полнота адаптации обусловлена состоянием здоровья, эмоциональной устойчивостью, физической тренированностью, типологическими особенностями, по лом, возрастом конкретного человека.
Адаптационные реакции также делят на общие, или неспецифические, происходящие под влиянием практически любого достаточно сильного или длительного стимула и сопровождающиеся однотипными сдвигами функций организма, систем и органов в ответ на различные по характеру воздействия, и частные, или специфические, проявляющиеся в зависимости от характера и свойств воздействующего фактора или их комплекса.
Неспецифический ответ организма на любое интенсивное воздействие на него Г. Селье назвал стрессом (напряжение, давление), а вызывающий его фактор — стрессором.
Стресс (стресс и адаптация) - это неспецифическая реакция организма человека на сильный раздражитель. Физиологические понятия "стресс и адаптация" обозначают ответные реакции организма на необычные воздействия внешней среды (природной и социальной). При этом стресс является способом экстренного уравновешивания организма к необычным условиям за счет мобилизации функциональных резервов, а адаптация - механизмом долговременного уравновешивания (приспособления) организма, в процессе которого увеличивается мощность саморегуляции отдельных систем. По Г. Селье, стресс - это "Аромат жизни", в развитии стресса он выделяет три фазы (стресс и адаптация) :-фаза тревоги - Alarm (делится на шок и противошок), если организм выжил, развивается-фаза резистентности - устойчивости - происходит адаптация, если возможности организма исчерпываются, наступает-фаза истощения - возврат к первой фазе на более глубоком уровне и далее гибель. Никто не может прожить, не испытывая время от времени стрессовых ситуаций. Даже положительные жизненные обстоятельства, такие как рождение детей, могут вызвать стрессовую ситуацию в обычной жизни. Поэтому человек должен сам помочь своему организму быть готовым к стрессу, адаптировать организм для борьбы с ним. Адаптация (стресс и адаптация) - состояние уравновешивания организма к необычным условиям, как природным, так и профессиональным.При длительном воздействии необычных факторов среды в организме, развиваются морфофункциональные адаптационные перестройки, направленные на уравновешивание организма в этих условиях. Сущность адаптации сводится к увеличению скорости транскрипции РНК на структурных генах ДНК в ядрах клеток, лимитирующих приспособление. Количественный рост ведет к качественным изменениям. Увеличение интенсивности функционирования структур является пусковым механизмом активации генетического аппарата клетки и активации синтезе белков и увеличения массы клеточных структур, а снижение интенсивности функционирования дает обратный процесс. Генетические и морфофункциональные перестройки при адаптации получили наименование - "концепция структурно-функционального следа".Адаптация к кислородному голоданию проявляется в увеличении мощности аппарата внешнего дыхания и кровообращения, изменениями в составе крови, утилизации кислорода, в сердечно-сосудистой и эндокринной системе. Долговременная адаптация сопровождается разветвленным структурным следом в лимитирующих тканях и органах. Важно подчеркнуть, что адаптация, например, к кислородному голоданию повышает резистентность организма не только к высотным условиям (специфическая адаптация), но и к статокинетическим, физическим, термическим и другим нагрузкам (неспецифическая адаптация). Эта фенотипическая адаптация лежит в основе физической культуры и закаливания, антистрессорных механизмов, повышения общей неспецифической резистентности, расширения функциональных резервов организма, сохранения и укрепления здоровья.Долговременная адаптация к необычным климатическим условиям - акклиматизация зависит от типа индивидуальной реактивности организма, сохранения и укрепления здоровья. Лица с гомеостатическим типом адаптации "спринтер" хорошо переносят острый период акклиматизации (первые полтора года). Однако в дальнейшем у них появляются многочисленные нарушения здоровья в виде гипертензивного синдрома, анемии, снижения работоспособности, увеличения числа тяжелых хронических заболеваний. Лица с гомеокинетическим типом адаптации "стайер" плохо переносят первые полтора года работы, имеют относительно низкие показатели работоспособности, большое количество острых простудных заболеваний. В дальнейшем состояние здоровья у них улучшается, и они формируют новую популяцию. Экспериментально установлено, что первоначальные бурные гормональные реакции при повторении аналогичных стресс-ситуаций тормозятся, иначе говоря, возникает своего рода защитный механизм для предупреждения стрессорных повреждений в органах мишенях. На периферии органов-мишеней при повторении стрессорных ситуаций вырабатываются местные противострессорные механизмы. Одним из таких местных антистрессоров являются простагландины. Прием при стрессе, например, аспирина, угнетающего образование простагландинов, закономерно вызывает образование язвы желудка.Вторым местным анитистрессорным механизмом являются антиоксидантные системы организма. Естественными антиоксидантами являются витамины группы Е, стероидные гормоны, серосодержащие аминокислоты, аскорбиновая кислота, витамины групп А, К и Р. Поэтому сочетание факторов закаливания организма с приемом витаминных комплексных препаратов следует использовать для профилактики стрессорных повреждений.Таким образом, два физиологических состояния - стресс и адаптация находятся в морфофункциональной связи, оба направлены на уравновешивание организма с необычными условиями внешней среды, при этом стресс - для срочного уравновешивания, а адаптация - для долговременного. При чрезмерном стрессорном воздействии и сниженных антистрессорных механизмах приспособительная стресс-реакция может перейти в патологическую и вызвать нарушение работоспособности, повреждение структур нервной системы и внутренних органов.Почему люди часто предпочитают снимать стресс алкогольными напитками? Дело в том, что у нас в клетках мозга вырабатываются особые защитные субстанции - опиоидные пептиды (морфий), а при стрессе их синтез нарушается. Человек в поисках средства, помогающего справиться с проблемами, т.е. со стрессом, еще 6000 лет назад научился извлекать опиоидные пептиды с помощью алкоголя, снимая, таким образом, состояние стресса. Однако, алкоголь имеет массу негативных явлений, поэтому данный метод не пригоден, это своего рода "реакция страуса".Естественными антистрессорными механизмами организма являются (стресс и адаптация)
- 5.Механизмы размножения прокариот
- 6.Исторические типы садов с использованием национальных композиционных приемов.
- 7. Учебные планы для среднего общего образования по биологии: базисное и профильное обучение.
- 8. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация.
- 9.Методика аналитического этапа проектировании.
- 10. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии.
- 11. Общая характеристика одноклеточных. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение.
- 12.Современное садовое искусство
- 1.Основные тенденции
- 13.Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии.
- 14. Гипотезы и теории происхождения жизни
- 15.Стадии проектирования в ландш. Дизайне
- 16. Государственный образовательный стандарт по биологии
- 17.Экосистемы и биогеоценозы
- 18. Стадии проектирования в ландш. Дизайне. Разработка концепции.
- 19. Содержание общего биологического образования. Особенности содержания профильного обучения.
- 20. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны природы
- 21. Ландшафт. Виды и элементы ландшафта
- 6. Традиционное и инновационное в обучении
- 7. Дидактические поиски и типы научно-педагогического сознания
- 8. Типы инновационных подходов к обучению
- 23.Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Наследование при моно- и полигибридном скрещивании.
- 25. Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла
- 30. Формирование планировочной структуры малого сада