6.Исторические типы садов с использованием национальных композиционных приемов.
Многообразные композиционные приёмы садово-паркового искусства можно свести к 2 основным принципам: регулярному (геометрическому) и пейзажному (живописному, имитирующему естественный ландшафт). Садово-парковое искусство возникло в эпоху рабовладельческого строя, когда особое значение придавалось паркам при культовых сооружениях, дворцах, усадьбах знати и т. д. Планировка садов в Древнем Египте (особенно в период Нового царства) отличалась строгой регулярностью: главное здание располагалось в центре, прямая аллея соединяла его с входом на участок и являлась основной композиционной осью, делившей территорию сада на 2 равные части, в каждой из которых размещались прямоугольные водоёмы. В государствах Древнего Двуречья существовали большие охотничьи заповедники, а также сады, разбитые на террасах, соединённых лестницами (так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н. э.). В Древней Греции симметрично посаженные деревья нередко окружали храмы (Гефестейон в Афинах, вторая половина V в. до н. э.), а иногда и центры города (например, афинскую агору). Уже в V в. до н. э. были распространены регулярные сады, украшенные колоннадами и скульптурой и предназначенные для спортивных состязаний в память погибших героев. С IV-III вв. до н. э. при жилых домах разбивались небольшие садики, единственным декоративным акцентом в которых являлось дерево, фонтан или отдельно стоящая скульптура. В древнеримском садово-парковом искусстве большую роль играли искусственные водоёмы, фонтаны, а также подстриженные деревья и кустарники, излюбленными малыми формами были трельяжные изгороди, беседки-перголы. Сады, окружённые колоннадами, выделялись детальной взаимозависимостью природных и архитектурных форм. Типичны садики домов-перистилей (известны по раскопкам Помпеи и Геркуланума).
В средние века регулярные сады арабских стран, Ирана, Средней Азии замыкались со всех сторон высокими стенами. Узкие каналы разделяли территорию на участки, где на прямоугольные или квадратные газоны высаживались контрастные по цвету растения. Создавались также различные по композиции плодовые ("бустан") и цветочные ("полистан") сады.
А) Французский сад(регулярный)- это комплекс, в котором всё подчинено общей идее, общему плану, общей концепции. 1)наличие в саду двух ключевых точек: так называемой нижней,обозначающей вход в сад, и верхней, обычно представляющей собой месторасположение дома, из которого и должен открываться наиболее зрелищный вид на садовую композицию;2)обилие скульптурных композиций является выигрышным для французского сада: скульптурные галереи подчёркивают наличие геометрически ровных аллей;3)постоянное поддержание сада в том виде, каким он должен быть согласно первоначальному плану – французский сад не признаёт за природным компонентом права на «импровизацию», растения не могут расти произвольно, их внешний вид и состояние постоянно следует контролировать и корректировать;4)непременный атрибут французского сада это боскеты, то есть зелёные изгороди и стены из аккуратно подстриженных кустарников и деревьев, а также зелёные бордюры различной высоты, которые должны зрительно отделять различные участки сада друг от друга;5)присутствие отдельной, ярко выраженной части сада,партера, расположенного непосредственно у дома - наиболее яркой, обычно оформленной цветочными композициями и декоративными компонентами;6)правильные по форме и обычно большие по площади водоёмы:каналы, бассейны, фонтаны и всё правильной формы – небольшие заросшие зеленью,почти что «дикие» пруды в данном случае исключаются;7)особое внимание уделяется идеальному состоянию газона: он должен быть ярко-зелёного цвета и при этом тщательно подстриженным, с травой постоянной средней высоты;8)подбор растений согласно соображениям их долголетия,устойчивости к различным заболеваниям, способности без проблем придавать их кронам необходимую форму (редкое исключение из этих правил - папоротники, одни из немногих растений, которые своим природным видом не выбиваются явно из упорядоченного ансамбля французского сада, а помогают придать ему более живой и романтичный вид).
Б) Английский сад-(пейзажный)- сад предполагает естественность в размещении элементов и большую плавность линий, имитируя природный ландшафт: извилистые дорожки, живописные водоемы, «натуральные» композиции из растений, которые высаживаются ярусами (деревья, кустарники, подлесок, цветы).1) дорожка свободной формы: дорожка в английском саду призвана не упорядочить пространство, как, например, во французском саду, а«оживить» сад, связать между собой его участки и при этом не потерять в естественности (функцию упорядочивания пространства выполняют в большей степени значительные пространства идеального газона);2)терраса для отдыха: терраса, созданная в виде поднятой над основным рельефом сада площадки, чаще всего вымощенной камнем, имеет функцию как зоны отдыха на свежем воздухе, так и элемента, обозначающего переход от дома к саду; при это по форме терраса также может быть обозначена непрямыми линиями;3)топиарное оформление кустарников: кустарники, будучи хоть отдельно стоящими, хоть частью живой изгороди, должны быть специально подстрижены;4)наличие партера: партер в данном случае это конструкция а на поверхностном уровне сада, состоящая из не имеющих цветов клумб, обрамлённых камнем, и дорожек гравия, сформированных в симметричном порядке;5)расположение крупных растений в отдельной ёмкости (горшке,вазе, кувшине и так далее);6)пергола - тенистый проход, формируемый конструкцией из перекрещенных балок и открытой решётки, по которой настилом, создающим тень,плетутся древесные виноградные лозы или иные растения со схожими характеристиками; 7)преимущественное использование розового цвета в оформлении сада (розовые элементы, будь то цветочные растения или декоративные предметы и сооружения, особенно удачно смотрятся на фоне естественно-сдержанного зелёного основного фона английского сада);8)наличие одной или нескольких рощ, то есть в случае с английскими садовыми традициями формальной плантации деревьев минимум пяти идентичных разновидностей, высаженных в шахматном порядке или выращиваемых строго в ряд, чтобы стволы выстроились в линию.
В)Мавританский сад- Сад в форме квадрата делится на четыре правильных части, разделенных прямыми дорожками, бордюрами или каналами, символизирующими четыре райских реки. В центре, где сходятся четыре квадрата, располагается обычно водоем(альтернативой может стать, например, ажурнаябеседка, выкрашенная в белый цвет и увитая цветущими лианами). Если сад очень велик, то каждая четверть, в свою очередь, также делится на квадраты, и в каждой из них располагается свой центр – малый водоем или фонтан. Перспективы, ведущие от центра композиции, обычно завершаются полукруглыми арками, сводчатыми нишами или воротами. Если мусульманский сад располагается научастке с уклоном, то он оформляется в виде геометрически правильных террас. Обычноводоем-бассейнвыполняется достаточно небольшим, геометрически правильной формы (квадрат или круг). В нем обязательно всегда должна быть кристально чистая вода. Дно бассейна выкладывается мелкой плиткой, идеальный вариант – мозаика с восточными узорами. Бережное отношение к воде в жарких арабских странах обусловило и формуфонтанов. Здесь не может быть высоких струй, бьющих вверх под большим напором. Обычно это медленно текущие струйки. Сам фонтан может представлять собой кувшин, чашу или вазу. Водные растения в мусульманском саду обычно не используются. Одна из характерных особенностей мавританского стиля сада – пышныецветники. Здесь преобладают в первую очередь красивоцветущие растения, декоративнолиственные используются значительно реже. Растения подбираются таким образом, чтобы цветение продолжалось непрерывно в течение всего лета. При этом очень важной составляющей является запах – ароматы цветов составляют благоухающий ансамбль, окутывающий уголок «райского сада». Возможно и использование некоторого количествапряных растений– например,мяты,мелиссыи т.п. Традиционно в мусульманских садах высаживаютсярозы– это и пышное цветение, и великолепный аромат. Часто розарии устраиваются возле водоема. Из цветущих растений подойдут такжелилии,лаванда,гвоздика,маки,крокусы. Мусульманские сады формировались в условиях жаркого засушливого климата, где тенистые уголки становились благословенными местами отдыха. Поэтому для такого сада характерны беседки, павильоны, арки и крытые галереи. Беседки и павильоны обычно прямоугольной или квадратной формы, ажурные, чаще всего белого цвета, украшены цветущими лианами.
Г)Японский сад- включает в себя пять компонентов: один духовный – идейно-концептуальное решение и четыре материальных – это камни, вода, растения и архитектурные элементы. Философская основа японского сада – иллюзорность физического мира. Здесь образ природы - иллюзия, воспринимаемая интуитивно. Камни, растения и вода являются главными составляющими. Их распределение в пространстве подчиняется определенным законам – линии, соединяющие 2 элемента не должны быть параллельными, два элемента не должны быть одинакового размера. Создание сада начинается с подбора соответствующих камней, которые располагались в саду группами из 5 – 3 штук. Основной принцип – сбалансированность. Выбираются 3 основных камня – центральный , и 2 подчиненных. Они должны образовать неправильный треугольник. Если группу хотят усложнить, ее дополняют камнями, пользуясь критериями декоративности и правилом сильной руки – слева - направо, именно так скользит взгляд по картине. Камни и малые архитектурные формы также намеренно «состаривались». Японская традиция ландшафтного проектирования основывалась на учении о контрастах, на учении о 12 типах пейзажей и выделяла 138 типов камней. Наибольшей популярностью пользовались андезит, гранит, базальт, сланцы. Практически отсутствовали окатанные формы, вследствие вулканического происхождения Японских островов.Вода присутствует в японском саду в самых разнообразных формах – от водопада, до стука дождевых капель о листья. Водоемы часто оформлялись в форме иероглифа «сердце» и имели несколько островов. Мостики проектировались из дерева, камня, глины. Выделялись 10 типов водопадов – вода падает широким потоком, разделяется на несколько потоков, имеет боковые потоки, течет тонкими струями. Был изучен и акустический эффект. Символизм Японского искусства привел к возникновению «Сухого пейзажа» - «водные потоки» из уложенной гальки, «волны» из песка, каменные водопады.Дорожки в японском саду представляют собой плавные кривые, которые задают ритм движения по саду и определяют видовые точки обзора (камни интересной формы намеренно располагают около дорожки – он обращает внимание на себя, а затем взгляд падает и на окружающий пейзаж.) Такое проектирование дорожек наполняет небольшой сад дополнительным объемом, создавая за каждым поворотом эффект новизны. Тропинки и дорожки имеют мощение. Это либо камень, либо черепица. Применяется техника «следы монаха» - плоские камни, расположенные на некотором расстоянии друг от друга среди зелени. В этой же техники создаются и водные дорожки «клади». Размеры камней и узор задают ритм движения по саду, а места развилок отмечают более крупные камни. Японский сад состоит из деревьев хвойных и широколиственных пород. Предпочтение отдается соснам – (густоцветковая, лучистая, Веймутова, горная). Применяются ели, пихты, кипарисы, можжевельники. Лиственные представлены кленом, каштаном, азалией, камелией, персиком, вишней, сливой, мандарином, спиреей, софорой, ивой, дубом. Растения также являются определенными символами. Бамбук – символ благородства и утонченности. Цветение слив - духовную красоту. Цвет вишен – красоту чувственную. Лотос символизирует чистоту. Хризантема, слива, орхидея и бамбук образуют «четверку благородных» растительного мира. Хвойные растения символизируют верность и долголетие. Эти деревья считаются священными и окружают монастыри и храмы.
При планировке сада учитывалась также ландшафтная принадлежность растений – например, горные растения не высаживались около водоема. Традиционна была и стрижка деревьев и кустарников – это позволяло сохранять композицию неизменной. Статичность формы компенсировала динамика цвета, наблюдаемая в смене цветовых акцентов. Общая цветовая гамма сада была мягкой – преобладали зеленые и серые тона.
Д)Китайский сад- Важнейшим принципом китайского сада является гармоничное соединение садового пейзажа и архитектуры. Линии садовых построек повторяют естественные линии окружающей природы: плавно изгибаются над водой мостики, закруглены скаты крыш ярких беседок, мягко очерчены силуэты павильонов. Дверным проемам придаются фигурные очертания. Китайский сад характеризуется прежде всего тем, что все его отдельные архитектурные формы несут символическое значение. Все строения должны быть вписаны в искусно обработанный природный ландшафт, включающий озера и возвышенности. В китайском саду выстраивается центральная композиция, вокруг которой размещаются все остальные, как бы подчиняясь ей. Главная задача создателя такого сада — нахождение исходного обзорного пункта, с которого лучше всего открывается самый красивый пейзаж. Наиболее выразительные элементы ландшафта выделяются характерными изогнутыми мостиками, беседками, пагодами, зигзагообразными лестницами, обязательно выкрашенными в яркие цвета (красный, изумрудно-зеленый, желтый). «Внутри сада есть еще сад». Каждый элемент сада несет в себе смысловую нагрузку и являлся определенным символом. Человек растит сад – сад растит терпение человека и покой его души. Поэтому сады Китая отличаются необыкновенным разнообразием. Условно их разбивают на 6 типов (сады при императорских дворцах, при императорских гробницах, при храмах, сады естественных пейзажей, домашние сады, сады ученых).Вода – зеркало мира, воплощение покоя, с другой стороны она – символ вечного движения и перемен. Это обязательный элемент любого китайского сада. Водоемы не имеют облицовки. Павильоны, как бы «вырастают» из воды. Дорожка вьется над самой водой, через ручьи перекинуты верблюжьи мостики. Гладь воды покрыта нимфеями и лотосами. Камень – создан природой, но поддается обработке человеком. Он также играет ведущую роль при создании садовых пейзажей и уравновешивает природные стихии дерева, воды и знаки человеческого присутствия архитектурные сооружения. Правильное расположение в саду камней было равнозначно введению пространства сада в космический круговорот. И только через камень сад становился миром в миниатюре.Особым элементом, характерным только для китайской традиции являлись искусственные горки из камней без применения растительности. Здесь важна была гармония и мера. Одним из основных принципов проектирования ландшафта в Китае являлось единение архитектуры и пейзажа. Архитектура сводилась к строгим геометрическим линиям, которые должны были уравновешивать друг друга (круглый дверной проем уравновешивает прямоугольное помещение и связывает его с плавными линиями сада). Через окна или дверной проем сад должен был открываться дому, а дом саду.Традиционный китайский сад имел богатый флористический состав. Растительность в саду также была наделена определенным символизмом. На первое место ставили сосну – символ благородства. Слива и персик – представляли собой «деревья счастья». Присутствовали обязательно бамбук, гингко, ива, тополь, магнолия, банановые. Цветовая гамма сада была довольно сдержанна. Особое внимание уделялось форме и нюансам света и тени. Газон, как пустое пространство – чужд китайской традиции.Декоративное цветоводство отвечало исследовательскому духу, стремлению испытать свойство растений. Сюда же относится и традиция бонсай., позже распространившаяся в Японии. Наибольшее поклонение из цветочных вызывал пион, считавшийся «царем цветов». Из водяных растений предпочитали лотос. Повсеместно выращивались хризантемы, гортензии, розы. Существовала иерархическая традиция окружения растений. У каждого благородного цветка должна быть подобающая свита. Для пиона – это роза и шиповник, для белого пиона – мак и алтей, для сливы – камелия и магнолия, для хризантемы – бегония. Восприятию смены времен года были посвящены отдельные уголки сада. «Зимние» пейзажи составляли сосны и цветущая в это время года слива. Весенние – вишня, жимолость, миндаль, ранние розы, фиалки, нарциссы. Летняя часть была представлена дубом, буком, ясенем, платаном и летними цветами. Осенью любовались мандариновыми деревьями.
Барокко
Особенности планировки.Сады эпохи Возрождения начиная с 17 в. становятся все более вычурными, постепенно формируется новый стиль барокко. Смысловая нагрузка барочных садов – удивлять, поражать роскошью и изобилием, создать торжественно-парадное настроение, развлечь посетителя и показать эрудицию владельца. Наибольшее влияние на дальнейшее развитие садово- паркового искусства оказали итальянское (вилла Ланте) и голландское направления (ансамбль Хетт-Лоо).Для итальянского барокко характерен ступенчатый характер сада на крутых и высоких террасах, заканчивающихся балюстрадами Здание дворца расположено по центральной оси сада.В голландском барокко дворец часто размещался не по центру, а фасад скрывался за кронами деревьев.Барочные сады замыкались густыми посадками деревьев и кустарников, виды на окружающие ландшафты ограничивались определенными точками
Ландшафтные элементы. Итальянские барочные сады построены на контрастном рельефе. Широко использовались каменное мощение, лестницы, высокие подпорные стены, балюстрады, павильоны, гроты, скульптура. Огромную роль играли водные устройства – каскады, каналы, фонтаны, бассейны. В это время появляются «садовые театры», состоящие из полукруглой стены, сложенной из камня, часто с туфовыми нишами, в которых располагались статуи. Здесь устраивались маскарады и представления. Распространилось увлечение механическими «игрушками». Появились крутящиеся статуи, водяные органы, двигающиеся животные и т.д. Архитектурная составляющая преобладала над растительной.Барочные сады голландского происхождения носили более «домашний» характер, имели меньшую площадь. Террасы не были высокими и для придания разнообразия плоскому рельефу использовались вертюгадены (небольшое террасированное повышение газона (до 80 см.), украшенное живой изгородью и скульптурой) и булингрины (небольшое понижение (до 50 см.) прямоугольного участка газона с плоскими откосами, обсаженное по контуру высокими деревьями). Скульптурное убранство и использование камня было более скромным. Растительность в голландских садах превалировала. Она использовалась для проектирования огибных аллей-берсо (увитые ветвями деревьев деревянные каркасы). Садовые партеры имели определенные рисунки: кружевной, наборно-орнаментальный, английский.
Стиль рококо
Особенности планировки.В начале 18 в. мечта о гармоничном сосуществовании человека в естественной среде обитания стала основной темой искусства. Для стиля рококо характерна идеализация «сельской» жизни, пасторальные настроения. (парк Сан-Суси, Потсдам). Общее планировочное решение становится пейзажным, но продолжают сохраняться регулярные элементы, которые становятся чрезмерно усложненными. Кроме того, привносятся экзотические мотивы – «китайские», «турецкие элементы». Создаются садовые декорации для пасторалей. Наблюдается взаимопроникновение интерьеров и ландшафта. Предпочтение отдается иллюзорности происходящего. Опять входят в моду лабиринты, но, в отличие от монастырских, они имеют развлекательное а не символическое значение. Разрабатывается садовый этикет.
Ландшафтные элементы.Характерно причудливое смешение элементов. Павильоны, стилизованные под китайские чайные домики окружают цветники, газоны, топиарные формы, живые изгороди, скульптура. В ландшафты включаются оптические фокусы: перспективные картины на стенах строений или на холстах в конце аллей, разборные конструкции - эфемериды.
Пейзажный стиль
Особенности планировки
Пейзажный стиль «пришел» с Востока, а в Европе впервые сформировался в Англии, поэтому получил название английский. Окончательно его сформировал и утвердил У. Кент в 30-е гг. 18 в (сады Стоу, Кенсингтон, Карлтонхауз) Основные принципы – создание живописных перспектив, непрерывная смена открытых и закрытых пространств, распределение света и тени в пейзаже, слияние парка и естественного ландшафта. Продолжили идеи Кента Л. Браун и Г. Рептон. Рептон, в отличие от радикально настроенного Брауна, сохранил традиционную планировку вблизи центрального дома – цветочные партеры, прямые аллеи, скульптуры и малые архитектурные формы. Он утверждал, что природные формы являются лишь рабочим материалом для творческой переработки.
Ландшафтные элементы
Пейзажные парки были рассчитаны, прежде всего, на чувственное восприятие. Поэтому особое внимание уделяется нюансам, тонким переходам между формой, цветом, текстурой и освещенностью. Сад непрерывно меняется в течение суток, при смене сезонов. Элемент движения присутствует во всем: восприятие воды и отраженных в ней предметов, смена пейзажей во время прогулок. Традиционный лабиринт превращается в пейзажном парке в «Парнас» - холм с обвивающей его спиральной линией дорожки, увенчанный солитером. Таким образом, многократно увеличивается количество видовых точек на окружающий сад ландшафт и появляется новый нюанс – нюанс обзора. Рельеф с мягкими, плавными очертаниями холмов, лужаек, водоемов становится естественной базой для создания пейзажного парка. Практически отсутствует мощение. Расположение лестниц привязано теперь к естественному изменению рельефа. Широкое распространение получает использование камней, отдельно стоящих валунов и их групп. Вода также представлена естественными формами: источники, ручьи, водопады, пруды, озера с островками. Ей отведена ведущая роль для создания романтического настроения. Малые архитектурные формы также должны были поддерживать атмосферу романтизма. Появляются храмы, беседки, хижины, павильоны, урны и мемориалы, посвященные историческим событиям, путешествиям, чувствам и т.д.
- 5.Механизмы размножения прокариот
- 6.Исторические типы садов с использованием национальных композиционных приемов.
- 7. Учебные планы для среднего общего образования по биологии: базисное и профильное обучение.
- 8. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация.
- 9.Методика аналитического этапа проектировании.
- 10. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии.
- 11. Общая характеристика одноклеточных. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение.
- 12.Современное садовое искусство
- 1.Основные тенденции
- 13.Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии.
- 14. Гипотезы и теории происхождения жизни
- 15.Стадии проектирования в ландш. Дизайне
- 16. Государственный образовательный стандарт по биологии
- 17.Экосистемы и биогеоценозы
- 18. Стадии проектирования в ландш. Дизайне. Разработка концепции.
- 19. Содержание общего биологического образования. Особенности содержания профильного обучения.
- 20. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны природы
- 21. Ландшафт. Виды и элементы ландшафта
- 6. Традиционное и инновационное в обучении
- 7. Дидактические поиски и типы научно-педагогического сознания
- 8. Типы инновационных подходов к обучению
- 23.Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Наследование при моно- и полигибридном скрещивании.
- 25. Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла
- 30. Формирование планировочной структуры малого сада