1.Основные тенденции
Можно выделить ряд основных тенденций развития садово-паркового искусства конца 20-начала 21 века.
Дополнение искусственного ландшафта природными элементами. Развиваются парки на рекультивируемых территориях (карьерах, оврагах), вводятся искусственные элементы формирования рельефа, например геопластика.
Создание транспортных и инженерных коммуникаций в природной и городской среде. Создаются многочисленные развязки дорог, мосты, каналы.
Разработка озелененных территорий специального назначения.
создание выставочных, спортивных комплексов, мемориальных, аквапарков.
появляются сады и парки однофункциональные, тематические.
Ведение в практику садово-паркового искусства искусственных пространств, размещаемых на крыше сооружений или в интерьерах или натуроцентризм. В городах в связи с дефицитом земель под озеленение устраиваются сады на крышах, а из-за климатических условий- под крышами.
Экологизация садово-паркового искусства (идея сохранения естественности паркового ландшафта). В городах, с их урбанированной средой появляются уголки «естественной природы».
Экономия ландшафта или «эстетизм» ландшафта, - стремление максимально освободить ландшафт от застройки, размещая сооружения под землей.Большая часто помещения закрыта сверху газоном, цветами, открыта лишь та часть здания, где необходим солнечный свет. Обычно он проникает через специальные заглубления или световые дворики, которые невидны со стороны. При помощи загущенных зарослей, располагаемых по периферии сада посетитель избавляется от урбанизированного фона.
Создание мини-парков. Такие парки, а точнее сады, размещаются в крупных архитектурных комплексах, рассматриваются как неразрывность человеческой культуры и природы.
Расширение стилевых направлений (супрематизма, авангардизма, инновационости и пр.) Ведутся интенсивные поиски архитектурно-художественной выразительности вновь создаваемых парковых ландшафтов. Часть архитекторов пытаются «найти вдохновение» в прошлом искусстве садов и парков, часть идет по пути экспериментов, иногда неожиданных.
Использование возможностей традиционных и новых материалов: бетона, цветного стекла, текстиля и т.п. В сад или парк вводятся новые композиционные и художественные решения из современных материалов.
Взаимопроникновение восточных, европейских и американских методов и стилей. Популярными в Европе стали территории в духе японских садов, предназначенные для медитации и созерцания. В моде Фэн Шуй и сады, устроенные по такому принципу. А на востоке применяется расширение европейских и американских приемов композиции садов и парков.
Создание новых типов объектов садово-паркового искусства (бизнес-парки и сады производственных предприятий). Идея бизнес-парка заключается в стремлении превратить весь участок в сплошной ландшафт с парковым или природным обликом. Озеленяется все: не только участки между зданиями, но и крыши, стены, автодороги, автостоянки и инженерные коммуникации.
Возврат к традициям прошлых эпох, создание благоустроенных внутренних дворов - патио, « зеленых крыш», применение топиарного искусства и эфемерид в садово-парковом строительстве. Широко применяются озелененные внутренние дворы, оформленные по принципу патио, стриженные формы используются как в обширных парках, так и в небольших по площади, садовые эфемериды наиболее актуальны в зимнее время.
Развитие теории «аттракциона», т.е сочетание несочетаемого, эффект рамки, эффект отражения, расчет на удивление. Эта территория усиливает свое воздействие на зрелищные искусства, праздничные, фестивальные, конкурсные программы, шоу- бизнес, рекламу и т.п. В садово-парковом искусстве используют резкие противопоставления различных материалов, ярко окрашенных поверхностей и объектов, которые могут провоцировать повышенный интерес к окружению, символика, «анимация» в ландшафте, отражение от стен зданий и т.д.
Современные стили в ландшафтном дизайне
Говоря о современных стилях в оформления сада, имеются в виду стили, образовавшиеся в течение последних десятилетий. Прежде всего, это стиль «хай-тек», который символизирует образ жизни современного городского человека. Появившийся в начале 20 века «модерн», характерен аристократичностью и респектабельностью. А минимализм основан не на отсутствии средств, а на виртуозности умения выразить основную идею с помощью минимума символов и деталей. Объединяет эти стили тот факт, что каждый из них с успехом может быть применен в современном саду. Главное, чтобы архитектура строений, и ближайшее окружение участка гармонировали с выбранным стилем. А все архитектурные элементы сада, были выполнены очень качественно. Само расположение участка не принципиально. Практически на любой местности можно использовать один из этих стилей. ХАЙ-ТЕК, у многих ассоциируется с холодным металлом, стеклом, различными современными материалами. Однако в буквальном переводе это означает – «высокие технологии». Это значит, что сад, помимо необычных украшений, должен быть максимально комфортабелен, и продуман, с точки зрения загородной жизни. А визуально, этот стиль выражается в основном с помощью аксессуаров, общей архитектуры и материалов отделки строений. Растения здесь лишь дополняют картину. Металл, стекло, зеркала, бетон, пластик – ведущие наполнители, однако в саду могут использоваться камень и дерево, декоративная щепа и гравий. А также все сочетания этих материалов.По планировке стиль хай-тек относится к регулярному. Здесь присутствуют строгие геометрические линии и фигуры: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, многоугольники, зигзаги, спирали, кубы, шары, и так далее. Это может выражаться в формах дорожек, водоемов, площадок, узоров в мощении, посадках растений и аксессуарах, все зависит от фантазии создателя.Растения для этого сада, чаще выбираются по принципу декоративности листвы. Характерна однородность посадок и общая лаконичность сада. Слишком много различных видов растений и пестрые цветники, тут неуместны. А вот хвойные и кустарники аккуратного, вида приветствуются.Цвета сада: белый, серебряный, серый, все оттенки зеленого и синего, фиолетовый, пурпурный, лиловый, черный. Для акцентов – желтый, оранжевый, ярко- и карминно- красный, малиновый, черный.Цвета для строений – светлые: белый, серый, песочный, «кофе с молоком». Иногда используются темные цвета дерева, но отделка должна быть идеальной. Строения должны быть строгими, геометричными, без лишних сентиментов.Мебель любая - за исключением классической и деревенской – пластиковая, металлическая, алюминиевая, деревянная, даже бетонная.Что касается аксессуаров, то тут фантазия безгранична. Подойдут любые предметы в этом стиле - основное правило – аксессуары должны выглядеть новыми, технологичными.Яркой деталью, такого сада служит освещение. Разнообразные фонарики, в тиле хай-тек, как нельзя кстати. МОДЕРН - в переводе с разных языков означает «современный», «новое искусство», «молодой стиль». Этот стиль исповедует отказ от прямых линий и углов, в пользу плавных изгибов, и более естественных, природных очертаний. В саду, этот стиль соединяет европейские и восточные традиции, и не отказывается от современных технологий. Главные черты стиля – эстетичность, простота и естественность, элегантность и утонченность. Оформление сада отталкивается от главного строения – дома, внешний вид которого должен быть аккуратным, ухоженным, с благородными современными нотами. В небольших садах, все неприглядные соседствующие виды скрывают за пышной растительностью и живыми изгородями.Основная линия этого стиля – плавная дуга дорожек, кромок газонов и цветников. Симметричные элементы и геометрия сочетаются с плавными формами и изгибами. Для этого сада характерны террасы и подпорные стенки.Материалы для этого сада, используются только натуральные - камень, дерево, ковка, литье. Мебель может быть классическая, с растительным орнаментом или простая современная. Если используется деревянная отделка, то предпочтительно темные цвета благородных деревьев. Каменными плитами, или песчаником выкладывают площадки и дорожки. Можно использовать тротуарную плитку и вибролитье, со вставками другого цвета. Для дорожек подойдет щебень и мелкий гравий, но тогда их границы лучше очертить, с помощью бордюров.Водоемы со спокойной гладью воды, извилистые ручьи и круглые фонтаны – незаменимы в этом саду.Цвета этого сада спокойные: темно зеленый, синий, фиолетовый, серый, бежевый, белый, черный. Для цветочных акцентов можно добавить красные, розовые и желтые пятна.Растения лучше всего подходят с аккуратной формой кроны, плотной изумрудной хвоей, с интересной текстурой листьев, сизых, серебристых и зеленых оттенков. Вообще аккуратные хвойные, здесь очень важны.Хороши здесь солитерные посадки на фоне газона. В разных точках сада обязательно используется повторение групп и сочетаний.Кустарники – спиреи, гортензии, розы, колквицию, сирень, лапчатку, чубушник. И с сочной листвой – бузина, пузыреплодник, калина, рододендроны, лох серебристый и так далее. Кстати именно розы придадут этому саду респектабельный вид, но их не должно быть много и разных.А многолетние растения выбирают по наиболее благородному виду. Это пионы, хосты, папоротник, ирисы, лилии, тюльпаны, лилейники, гладиолусы, рябчики, георгины и декоративные луки.Здесь используют арки и всевозможные перголы с вьющимися растениями. Девичий виноград, клематисы, жимолость – лучшие плетистые для этого сада. На отдельном участке можно сделать сад с ароматными травами.Обязательно ухоженный зеленый газон с плавными линиями, который уравновешивает общую картину.Стиль модерн подходит преимущественно для тенистых и взрослых садов, участков с уклоном или выраженным рельефом, а так же для довольно солнечных участков. Окружение сада (соседние участки), должно соответствовать этому стилю, либо быть тщательно замаскировано посадками. Сад в стиле «модерн», требует особого внимания к деталям, и тщательного ухода. МИНИМАЛИЗМ Само название говорит за себя. Однако задача создать сад в этом стиле не из легких. При минимальном количестве деталей, нужно создать выразительный сад, с ярким характером. Тут используется лишь намек на весьма определенную идею. Стиль исповедует философию недосказанности, призывая к дальнейшему развитию.В этом саду должно быть просторно, много открытых и светлых пространств – площадок, патио, террас, подиумов, располагающих к спокойному отдыху, ровные поверхности газона, зеркальная гладь воды в водоемах.Площадки и дорожки для этого сада, выкладывают тротуарной плиткой, крупными каменными плитами, или бетоном. Часто для площадок и подиумов используются деревянные настилы из террасной доски, лиственницы, хорошо обработанной сосны или из деревянных плиток. Поверхности дорожек и площадок должны быть достаточно широкими и удобными, но в балансе с остальным садом.Это может быть отдельно стоящий крупный камень с выраженными гранями, какая-нибудь необычная инсталляция или стильная статуя, древо с интересной формой кроны, несколько разных по размеру шаров или кубов, собранных в группу, криволинейные фигуры из дерева, камня, бетона, пластика или стекла, структурные коряги или пни, и даже необычная, садовая мебель.Что касается мебели, то она, прежде всего, должна быть стильной, с правильными чертами, а материал не так важен. Вообще, выбор материалов для этого сада очень разнообразен – это дерево, камень, бетон, ковка, пластик, стекло, металл, алюминий, медь, кирпич, гравий, щепа, зеркала. Однако следует выбрать что-то одно, максимум два варианта.Стиль минимализма допускает присутствие в саду строгих пергол, навесов, ширм, жалюзи, перегородок, квадратных зонтов для площадок, террас. Причем вьющиеся растения для оформления этих зон, должны быть однородными и простыми.Сад этого стиля тяготеет к регулярной планировке, но в нем допускаются плавные четкие линии, дуги и ассиметричное расположение элементов. Особое внимание здесь уделяется рельефу, если он есть, то непременно должен стать основой общей композиции. Четкие линии подпорных стенок выполненных из камня, плитки или дерева, в сочетании и аккуратным газоном и растениями-солитерами выглядят очень эффектно.Такой, сравнительно новый способ выделить рельеф, как «геопластика» ландшафта, может сыграть одну из главных ролей в этом саду. Вспомните, как выглядят поля для гольфа, это и есть вид геопластики, только в саду он уменьшен в размерах. В небольшом саду, этот способ нужно применять с осторожностью, ведь с близкого расстояния не оценить всех его преимуществ. Но попробовать стоит. На ровной поверхности можно сделать «кулич» из глинистой земли, в виде полусферы, укрепить его с помощью проволоки или жесткой сетки, и засеять газонной смесью. Таких фигур можно сделать две-три, разных размеров (не больше 2 м в диаметре). Это будет очень неожиданным и оригинальным украшением вашего сада.Вода, и различные водные элементы, тоже имеют место в этом саду. При этом водоемы должны быть с четкими очертаниями. Даже если вы задумали пруд естественной формы, то его берега следует оставить не засаженными, пусть газон плавно перетекает в воду. Вид будет завораживающий. Максимум, что можно сделать, это расположить на берегу пару-тройку крупных камней, и несколько куртин трав, отсыпав все это гравием.Так же можно сделать несколько полукруглых водоемов по обеим сторонам дорожки, либо небольшие квадратные бассейны одинаковых или разных размеров, с небольшим расстоянием между ними. Фонтаны здесь практически не используются, зато водопад с широким ровным потоком отлично подойдет. Неплохо здесь будет смотреться и ручей, или его имитация из гравийной отсыпки, голубой щепы или однородных растений (например, из лобелии, овсяницы сизой или любых почвопокровных).Растения для этого сада следует выбирать крайне осознанно, в зависимости от того, какой образ вы хотите создать. Подойдут кустарники со структурными листьями, хвойные с выраженной формой кроны, стройные деревья, и минимум многолетников. Цветущих растений должно быть не больше 2, 3 видов, для ярких акцентов. Растения располагают небольшими группами на фоне газона, в изгибах дорожек и у площадок, высаживают однородные живые изгороди вдоль забора, либо используют невысокие изгороди для разделения сада на отдельные зоны. Композиции из растений на газоне можно отсыпать гравием или щепой, придавая группе более яркие очертания.Этот сад как конструктор – добавив или убрав какой-либо элемент, вы сможете видоизменять образ сада по своему желанию. Здесь конечно не подойдут грядки и хозяйственные постройки, зато содержать такой сад достаточно легко. Больше всего этот сад подойдет деловому человеку или молодой паре.
|
- 5.Механизмы размножения прокариот
- 6.Исторические типы садов с использованием национальных композиционных приемов.
- 7. Учебные планы для среднего общего образования по биологии: базисное и профильное обучение.
- 8. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация.
- 9.Методика аналитического этапа проектировании.
- 10. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии.
- 11. Общая характеристика одноклеточных. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение.
- 12.Современное садовое искусство
- 1.Основные тенденции
- 13.Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии.
- 14. Гипотезы и теории происхождения жизни
- 15.Стадии проектирования в ландш. Дизайне
- 16. Государственный образовательный стандарт по биологии
- 17.Экосистемы и биогеоценозы
- 18. Стадии проектирования в ландш. Дизайне. Разработка концепции.
- 19. Содержание общего биологического образования. Особенности содержания профильного обучения.
- 20. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны природы
- 21. Ландшафт. Виды и элементы ландшафта
- 6. Традиционное и инновационное в обучении
- 7. Дидактические поиски и типы научно-педагогического сознания
- 8. Типы инновационных подходов к обучению
- 23.Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Наследование при моно- и полигибридном скрещивании.
- 25. Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла
- 30. Формирование планировочной структуры малого сада