19. Содержание общего биологического образования. Особенности содержания профильного обучения.
– профильный (11–12-й классы средней (полной) школы).
В содержании биологического образования основной 10-летней школы должны занять достойное место теоретические знания об эволюции, уровнях организации живой природы.
В содержании курса также должны найти отражение вопросы прикладного характера, имеющие практическое значение: микробиологический синтез, селекция, биотехнология, генная и клеточная инженерия, рациональное природопользование и охрана природы.
С целью усиления воспитательного и развивающего потенциала биологического образования, увеличения его вклада в общекультурную подготовку учащихся следует:
– расширить знания прикладного характера, в том числе по основам санитарии и гигиены, составляющие основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, распространением СПИДа;
– повысить экологическую направленность содержания биологических знаний, обеспечивающих воспитание экологической грамотности, осознание необходимости сохранения системы «человек–природа–общество»;
– увеличить долю знаний этического, эстетического, гуманитарного характера, составляющих основу формирования ценностной ориентации к объектам живой природы, к человеку как одному из объектов живой природы.
особенность содержания профильного обучения
Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.
В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов: базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные, элективные. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки). Элективные курсы совместно с профильными должны обеспечить, во-первых, преемственность содержания общего и профессионального образования, во-вторых, мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.
• По ряду предметов – базовым курсам – завершается базовое образование.
• По ряду предметов – профильным курсам – подготовка расширяется и углубляется.
• На элективных курсах подготовкаспециализируется, расширяется или дополняется – по выбору учащихся
Профильный этап изучения биологии, (11–12-й классы средней (полной) школы
В средней (полной) школе в наибольшей мере реализуются принципы демократизации и дифференциации образования. Учащиеся получают право выбрать один из предлагаемых профилей обучения: гуманитарный, общеобразовательный, биолого-химический, физико-математический и др.
В небиологическом профиле должно присутствовать инвариантное ядро общеобразовательной подготовки по биологии. В биолого-химическом, где увеличено время на изучение биологии до 3–4 ч в неделю, углубление может идти по нескольким направлениям: экологическому, медицинскому, сельскохозяйственному и др. Профильная школа не является обязательной для всех и имеет своей целью подготовку учащихся к выбору будущей профессии и продолжению образования в вузе.
Изучение биологии на профильном этапе может осуществляться в рамках систематических курсов, включающих инвариантное ядро содержания, но отличающихся по объему и глубине изложения материала, а также прикладной направленности. В соответствии со спецификой учебно-воспитательных задач в классах того или иного профиля инвариантное ядро содержания дополняется его вариативной составляющей.
Курс биологии в старшей (профильной) школе раскрывает важнейшие законы жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями последних лет в исследовании биологических систем разных уровней организации живой материи, развивает у школьников понимание величайшей ценности жизни, составляет базу для осознания экологических проблем и путей их решения. Он обеспечивает преемственность знаний, полученных в курсе общей биологии в 10-м классе. [...]
Реализации экспериментальных методов, применяемых в обучении биологии, будет способствовать система лабораторных работ, экскурсий в природу, знакомство с местными экосистемами, основными производствами, практическая работа учащихся на учебно-опытном участке, самонаблюдения. Наряду с традиционными формами и методами обучения должны применяться моделирование ситуаций научного поиска, учебные и деловые игры.
- 5.Механизмы размножения прокариот
- 6.Исторические типы садов с использованием национальных композиционных приемов.
- 7. Учебные планы для среднего общего образования по биологии: базисное и профильное обучение.
- 8. Адаптация организма к различным условиям. Стресс и адаптация, возраст и адаптация.
- 9.Методика аналитического этапа проектировании.
- 10. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии.
- 11. Общая характеристика одноклеточных. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение.
- 12.Современное садовое искусство
- 1.Основные тенденции
- 13.Основные принципы содержания и структура школьного курса биологии.
- 14. Гипотезы и теории происхождения жизни
- 15.Стадии проектирования в ландш. Дизайне
- 16. Государственный образовательный стандарт по биологии
- 17.Экосистемы и биогеоценозы
- 18. Стадии проектирования в ландш. Дизайне. Разработка концепции.
- 19. Содержание общего биологического образования. Особенности содержания профильного обучения.
- 20. Экология как научная основа рационального природопользования и охраны природы
- 21. Ландшафт. Виды и элементы ландшафта
- 6. Традиционное и инновационное в обучении
- 7. Дидактические поиски и типы научно-педагогического сознания
- 8. Типы инновационных подходов к обучению
- 23.Закономерности наследования признаков и принципы наследственности. Наследование при моно- и полигибридном скрещивании.
- 25. Межпредметные связи биологии с предметами естественнонаучного и гуманитарного цикла
- 30. Формирование планировочной структуры малого сада