Возрастные периоды
Большую роль в течение адаптации играет возраст начала систематического обучения. Специальные исследования показывают, что число не готовых к школе детей уменьшается с возрастом: в возрасте 5 лет их около 80%; среди 6-летних – 51%; среди детей 6,5 года не готовых уже значительно меньше – 32%. Среди 7-летних детей не готовы к обучению в школе 13% детей. При этом девочки в дошкольный период развиваются быстрее, поэтому среди них число не готовых к школе меньше, чем среди мальчиков-сверстников [4. 26 с].
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития. Именно в этот период (от 6 до 7 лет) интенсивно развевается регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего, совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой. Однако наиболее важные, специфические человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования, вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны [4. 27 с].
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического криза, приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкий эндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой). Это означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и деятельности ребенка совпадает с периодом перестройки всех систем и функций организма, что требует большого напряжения и мобилизации его резервов [4. 28 с].
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Глава 1. Адаптация понятие, этапы, критерии, медицинские аспекты
- 1.1. Общее понятие об адаптации
- 1.2. Адаптация детей к обучению. Этапы адаптации. Дезадаптационные проявления. Возрастные периоды.
- Возрастные периоды
- 1.3. Адаптация первоклассников: особенности детского организма в данном возрастном периоде, критерии наблюдения за адаптацией первоклассников, медицинские аспекты адаптации.
- 1.4. Особенности медицинского обслуживания первоклассников в период адаптации. Роль медицинской сестры школы
- Глава 2. Экспериментальная работа по оценке адаптации первоклассников
- 2.1 Изучение медицинских адаптационных показателей у первоклассников в течение учебного года
- 2.2. Проведение обследования состояния здоровья учащихся первых классов в конце учебного года
- Заключение
- Список литературы
- Приложение