logo
диплом

1.2. Адаптация детей к обучению. Этапы адаптации. Дезадаптационные проявления. Возрастные периоды.

В первом классе изменяется вся привычная жизнь ребенка: появляются новые контакты, новые условия жизни, принципиально новые виды деятельности и.т.д. Напряженность этого периода определяется прежде всего тем, что школа с первых дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с предшествующем опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку [15].

Адаптация к школе это довольно длительный процесс, имеющий физиологический, и психологический аспекты.

Первый этап адаптации - ориентировочный (фаза острой адаптации). На весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, дети отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Это «физиологическая буря» длится достаточно долго (от 10 дней до 2-3 недель).

Второй этап - неустойчивое приспособление фаза подострой адаптации (фаза подострой адаптации). Организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на новые воздействия. На втором этапе напряжение снижается, «буря» начинает затихать.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления (компенсаторная фаза). Организм находит наиболее оптимальные варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем [11. 10 с].

Длительность периода адаптации детей к обучению индивидуальна, и все три фазы адаптации длятся приблизительно 5-6 недель. Наибольшие сложности возникают на 1-4-й недели.

Чем же характеризуется первые недели обучения? Прежде всего достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой и симпатоадреналовой систем. А также низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебные занятия можно сравнить с влиянием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных перегрузок [11. 15 с].

Только на 5-6 недели обучения постепенно повышаются и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма и наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза (относительно устойчивого приспособления) затягивается до 16 недель. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6-й недели обучения, весь первый год учебы можно считать периодом неустойчивой напряженной регуляции всех систем организма ребенка [11. 16 с].

Дезадаптационные проявления и факторы влияющие на дезадаптацию.

В самом общем смысле под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребёнка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным [5. 8 с].

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушения учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

На физиологическом уровне дезадаптация проявляется в повышенной утомляемости, сниженной работоспособности, импульсивности, неконтролируемом двигательном беспокойстве (расторможенности) либо заторможенности, нарушениях аппетита, сна, речи (заикание, запинки). Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также говорение с самим собой, энурез [5. 11 с]. 

На познавательном и социально-психологическом уровне признаками дезадаптации являются не успешность учения, негативное отношение к школе (вплоть до отказа посещать её), к учителям и одноклассникам, учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

Компонентами школьной дезадаптации могут выступать следующие.

Когнитивный компонент, проявляющийся в не успешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка. Включает такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки типа недостаточности знаний, умений и навыков.

Эмоциональный компонент, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой.

  Поведенческий компонент, показателями которого выступают повторяющиеся трудно корригируемые нарушения поведения: патохарактерологических реакции, антидисциплинарное поведение, пренебрежение правилами школьной жизни, школьный вандализм, девиантное поведение [5. 14 с].

Симптомы школьной дезадаптации могут отмечаться у абсолютно здоровых детей, а также сочетаться с различными нервно-психическими заболеваниями. При этом школьная дезадаптация не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные задержкой психического развития, грубыми органическим расстройствами, физическими дефектами, нарушениями органов чувств [7. 15 с]. 

Действительно, повышенная тревожность может и не проявляться в нарушениях учебной деятельности, но приводит к серьёзным внутриличностным конфликтам у школьников. Она переживается как постоянный страх неудачи в школе. Таким детям свойственно повышенное чувство ответственности, они хорошо учатся и ведут себя, однако испытывают сильный дискомфорт. К этому прибавляются различные вегетативные симптомы, неврозоподобные и психосоматические расстройства. Существенным в этих нарушениях является их психогенный характер, генетическая связь их со школой, влияние её на формирование личности ребёнка [7. 16 с].

Факторы способствующие возникновению школьной дезадаптации К природно-биологическим предпосылкам можно отнести:

К социально-психологическим причинам школьной дезадаптации можно отнести: