1.1. Общее понятие об адаптации
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.
И.П. Павлов считал, что внешние условия жизни, внешняя среда есть внешний стереотип. "При изменении обычного образа жизни, - отмечал И.П. Павлов, - при прекращении привычных занятий возникают нарушения старого динамического стереотипа и трудности установки нового" [13].
Адаптация (приспособление) — это процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы — к воде, птицы — к воздуху. Человек — к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (школа, работа, отдых, и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации [13].
Важнейший вклад в разработку понятия адаптации внёс Жан Пиаже.
Адаптация (от лат. adaptatio - приспособление), по Ж. Пиаже, обеспечивает равновесие между воздействием организма на среду и обратным воздействием среды или, что одно и то же, равновесие во взаимодействии субъекта и объекта.
Именно Ж. Пиаже в своей концепции впервые стал рассматривать взаимоотношения человека с социальной микросредой как гомеостатическое уравновешивание, перенеся понятие гомеостаза с организма на личность.
В работах отечественных психологов теория адаптации получает своё дальнейшее развитие. Так, А.Н. Леонтьев, обращаясь к концепции Ж. Пиаже, возражал против "безоговорочного, без надлежащего анализа" распространения понятия гомеостаза (в значении "приспособление") на онтогенетическое развитие человека. Действительно, человеческое приспособление к условиям существования принципиально отличается от приспособительного поведения животных, обладает большей гибкостью и изобретательностью. Процесс адаптации человека к действительности происходит под контролем сознания [18].
Причём каждый человек в силу своих индивидуальных психологических особенностей (тип нервной системы, жизненный опыт и т.д.) имеет индивидуальные приспособительные механизмы, а, следовательно, и свой тип адаптации.
В понимании сущности адаптации человека к новым условиям в отечественной психолого-педагогической литературе наметилось несколько основных подходов. Д.А. Андреева считает, что "адаптация означает приспособление, приноровление индивида к новым условиям, вживания в них".
Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников определяют это понятие как "процесс активного овладения социальными ролями" [18].
Здоровье человека во многом определяется уровнем его адаптивности — врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне и низко адаптивные люди. Врожденные основы адаптивности — это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни [13].
В результате адаптационных процессов в детстве складываются основные мотивационные, инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер [13].
Адаптированность — уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах; невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность.
В тоже время адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными способностями его натуры [13].
- Глава 1. Адаптация понятие, этапы, критерии, медицинские аспекты
- 1.1. Общее понятие об адаптации
- 1.2. Адаптация детей к обучению. Этапы адаптации. Дезадаптационные проявления. Возрастные периоды.
- Возрастные периоды
- 1.3. Адаптация первоклассников: особенности детского организма в данном возрастном периоде, критерии наблюдения за адаптацией первоклассников, медицинские аспекты адаптации.
- 1.4. Особенности медицинского обслуживания первоклассников в период адаптации. Роль медицинской сестры школы
- Глава 2. Экспериментальная работа по оценке адаптации первоклассников
- 2.1 Изучение медицинских адаптационных показателей у первоклассников в течение учебного года
- 2.2. Проведение обследования состояния здоровья учащихся первых классов в конце учебного года
- Заключение
- Список литературы
- Приложение