1.3. Адаптация первоклассников: особенности детского организма в данном возрастном периоде, критерии наблюдения за адаптацией первоклассников, медицинские аспекты адаптации.
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию. В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет [2. 35 с].
Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями. Каковы же они – наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста [15].
Анатомо-физиологическое развитие детей:
Возраст 6 - 7 лет относится к периоду первого детства. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. К 6 – 7 годам соотношение головы и туловища становятся такими же, как у взрослых. К 6 годам начинается смена молочных зубов на постоянные.
В 6 – 7 лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). Изменение пропорций тела используется как показатель «школьной зрелости». Не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат дошкольника испытывает нагрузку, поэтому часто ребенок непоседлив, а долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки, деформациям грудной клетки и т.п. У ребенка 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому часто звучит жалоба: «болит рука», «рука устала» [15].
В 6 - 7 лет продолжается развитие сердечно-сосудистой системы, совершенствуется регуляция кровообращения. Даже 15 – 20 минутная учебная нагрузка вызывает серьезное напряжение сердечно-сосудистой системы. Из-за несовершенства нервной регуляции может нарушаться работа сердца.
В этом возрасте происходит завершение процессов развития и преобразования системы органов дыхания, пищеварения, эндокринной и других систем. Организм ребенка растет, развивается, совершенствуется.
Шесть – семь лет – период интенсивного развития мозга. К 6 годам уже достаточно четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности. Для ребенка шестилетнего возраста чрезвычайно важна сформированность основных анализаторных систем, и, прежде всего, зрительной системы. В этот период зрение находится в стадии становления. Нарушения любых гигиенических требований к обучению: неправильная или недостаточная освещенность, неудачное положение тетради или книги, малое расстояние до них при письме и чтении, неудобная поза – очень быстро приводят к нарушению зрения. Считается, что ребенок 6 лет более 80% информации получает с помощью зрения. У него существенно возрастает острота зрения, повышаются точность и тонкость различения цветов и оттенков. К 6 годам совершенствуется слуховая чувствительность. Дети могут различать звуки разной высоты, хорошо улавливают и различают ритм, темп [17].
Уровень развития основных психических процессов лежит в основе интеллектуальной готовности, необходимой для освоения учебной программы начальной школы. К 6-7 годам у детей – дошкольников происходит интенсивное развитие основных психических процессов таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, произвольность [17].
Нервно-психическое развитие
Социальное развитие:
дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче.
тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности [17].
Речевое развитие:
дети способны правильно произносить все звуки родного языка;
способны к простейшему звуковому анализу слов;
обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
грамматически правильно строят предложения;
умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать;
свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль;
способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения [17].
Интеллектуальное развитие:
дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;
они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;
с удовольствием воспринимают любую новую информацию;
имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни [17].
Развитие внимания:
шестилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2);
преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;
дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения);
способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка), не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида деятельности и т. п. на другой.
Развитие мышления:
наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление;
доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.);
способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации:
способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Развитие движений:
дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т.п.;
способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.;
способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка:
способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться;
не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Мотивы поведения:
интерес к новым видам деятельности;
интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
проявляют познавательные интересы;
устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Произвольность:
способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил);
способны проявить настойчивость, преодолевать трудности [17].
Критерии наблюдения за адаптацией учащихся
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка. Течение адаптации у первоклассников, прежде всего оценивается по выраженности и продолжительности невротических явлений.
Критериями завершения адаптации школьников считают стойкую стабилизацию эмоционально-поведенческих реакций.
Контроль за поведением и состоянием здоровья ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня пребывания ребенка в ОУ. Медицинским персоналом на каждого ребенка заводится «Лист наблюдения за адаптацией», который заполняется педагогами и медицинскими работниками [14].
Критерии наблюдения за адаптацией учащихся:
1. Контроль за эмоционально-поведенческими реакциями, который проводит педагог в первой четверти – один раз в две недели; в остальных – в конце каждой четверти. Оцениваются такие поведенческие реакции, как снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит. Разработаны специальные шкалы для оценки этих реакций в баллах, однако для упрощения оценки можно пользоваться отметками «отклонений не выявлено», «отклонения незначительные», «отклонения умеренно выражены», «отклонения сильно выражены». После каждой оценки педагога медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога.
2. Контроль за возникновением пограничных нервно-психических расстройств – невротических реакций (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи и т.п.). Их активное выявление проводится с помощью анкетирования родителей в конце каждой четверти. Для этого разработан специальный опросник для родителей.
3. Контроль за динамикой массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра в конце каждой четверти.
4. Контроль за динамикой уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра.
5. Учет частоты острой респираторной заболеваемости и обострений хронических заболеваний на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.
6. Контроль за динамикой остроты зрения проводится медицинской сестрой в конце каждой четверти.
7. Выявление нарушений осанки проводится медицинской сестрой в конце каждого полугодия.
8. Измерение артериального давления проводится медицинской сестрой в конце каждого полугодия.
Медицинская сестра школы в конце каждой четверти должна анализировать листы адаптации и выделять детей, имеющих эти отклонения. Консультирование проводится педиатром и психологом, а по показаниям и другими специалистами.
Оценку течения адаптации детей к ОУ проводят педиатр и психолог в конце учебного года. При этом педиатром обязательно учитываются результаты профилактического медицинского осмотра в конце учебного года, оценивает течение адаптации: благоприятное, условно-благоприятное, неблагоприятное, психолог учитывает результаты усвоения образовательной программы и адаптации к школьному коллективу.
При благоприятном (легкой степени) течении адаптации допускается снижение массы тела (в одной учебной четверти) и (или) слабо выраженные невротические реакции, которые проявляются чаще легкими астеническими или соматовегетативными расстройствами и не приводят к нарушению социальной адаптации [19].
При условно-благоприятном (средней степени)течении адаптации школьника обучению допускаются проявления умеренно-выраженных невротических реакций (на протяжении 2-3 четверти, но регрессирующих к концу учебного года), отдельные функциональные нарушения и (или) недостаточная прибавка массы тела в течении учебного года , редкие ОРВИ, увеличение частоты соматовегетативных расстройств, появление гипердинамического синдрома, патологических привычных действий и различных страхов. В большинстве случаев эти нарушения могут быть скорригированы режимными педагогическими мероприятиями [19].
Легкую адаптацию и в определенный степени адаптацию средней-тяжести можно, считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжелое же протекание адаптации свидетельствует о чрезмерности учебных нагрузок для первоклассника.
При не благоприятном (тяжелой степени) течении адаптации наблюдаются выраженные невротические реакции, учащение острых заболеваний, проявление нескольких функциональных расстройств или хронических заболеваний. Значительно выраженные невротические реакции (пограничные с неврозом состояния) требуют медицинской коррекции, сохраняются в течении всего периода адаптации отличаются особой длительностью и выраженностью астенизации соматовегетативными и гипердинамическими проявлениями [19].
Напряжение всех функциональных систем организма ребенка связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первых 2 месяцев обучения. Почти у всех детей в начале школьных занятий отмечаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника. Безусловно, дети посещавшие детский сад, значительно легче адаптируются к школе чем «домашние», непривычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму организованного учреждения [8. 12 с.].
Клинические проявления адаптационного синдрома зависит возраст ребенка, уровня его физического и интеллектуального развития, состояния здоровья, т.е. от степени соответствия от психоэмоциональных возможностей. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Дети, имеющие низкие психофункциональные возможности, труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них развевается выраженная и длительная эмоционально-стрессовая реакция, которая приводит к неблагоприятному течению адаптации и формированию нарушений здоровья дизадаптационного генеза. Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания служит причиной более тяжелого протекания адаптации и обуславливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, ухудшение здоровья и снижение успешности обучения [8. 12 с.].
Существенно облегчают адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, факторы, зависящие от учителя и родителей. Наиболее важный из них - рациональная организация учебных занятий и правильный режим дня. В начальных классах плотность учебной работы школьников на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %.
Обучение детей в 1 классе следует проводить с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся только в первую смену; 5-дневная учебная неделя; организация облегченного учебного дня в середине учебной недели; проведение не более 4 уроков в день; продолжительность уроков не более 35 минут; организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии; обучение без домашних заданий и балльной оценки занятия; дополнительные недельные каникулы в середине третий четверти [3. 68 с].
- Глава 1. Адаптация понятие, этапы, критерии, медицинские аспекты
- 1.1. Общее понятие об адаптации
- 1.2. Адаптация детей к обучению. Этапы адаптации. Дезадаптационные проявления. Возрастные периоды.
- Возрастные периоды
- 1.3. Адаптация первоклассников: особенности детского организма в данном возрастном периоде, критерии наблюдения за адаптацией первоклассников, медицинские аспекты адаптации.
- 1.4. Особенности медицинского обслуживания первоклассников в период адаптации. Роль медицинской сестры школы
- Глава 2. Экспериментальная работа по оценке адаптации первоклассников
- 2.1 Изучение медицинских адаптационных показателей у первоклассников в течение учебного года
- 2.2. Проведение обследования состояния здоровья учащихся первых классов в конце учебного года
- Заключение
- Список литературы
- Приложение