logo
диплом

Заключение

Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями. Адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий.

Адаптация к школе проходит в несколько этапов. Первый этап адаптации - фаза острой адаптации, организм ребенка отвечает значительным напряжением всех систем организма, длится от 10 дней до 2-3 недель. Второй этап - неустойчивое приспособление, наблюдаются близкие к оптимальным варианты реакций на новые воздействия. Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, организм находит наиболее оптимальные варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Длительность периода адаптации детей к обучению индивидуальна, и все три фазы адаптации длятся приблизительно 5-6 недель.

К медицинским критериям адаптации относятся: контроль за возникновением пограничных нервно-психических расстройств, контроль за динамикой массы тела, за динамикой уровня гемоглобина, учет частоты острой респираторной заболеваемости и обострений хронических заболеваний, контроль за динамикой остроты зрения, выявление нарушений осанки и артериального давления.

Контроль состояния здоровья ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня пребывания ребенка в школе. Медицинским персоналом на каждого ребенка заводится «Лист наблюдения за адаптацией». Медицинская сестра школы в конце каждой четверти анализирует листы адаптации и выделяет детей, имеющих отклонения. Оценку течения адаптации детей к обучению в школе проводят педиатр и психолог в конце учебного года. При этом учитываются результаты профилактического медицинского осмотра в конце учебного года. При завершении адаптации составляется заключение о ее течении у данного ребенка и заносится медицинской карту ребенка (ф 026/у-2000). Течение адаптации оценивается как благоприятное, условно-благоприятное, неблагоприятное.

Анализ медицинских адаптационных показателей у первоклассников наблюдаемых в течение учебного года по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений» показал следующее.

Анкетирование родителей, для контроля возникновения пограничных нервно-психических расстройств выявило 21% детей с невротическими реакциями, разной выраженности. Было определено 28% детей с изменениями массы тела, у 3% детей наблюдалось снижение остроты зрения, выявлено 8% детей с изменениями артериального давления, 15% детей отмечено с частыми ОРЗ, у 7% детей в течение года наблюдались обострения хронических заболеваний.

Анализ данных полученных в результате проведенного скрининг обследования показал следующее.

Проведенное скрининг обследование учащихся первых классов показало. По данным анкетирования в консультации узких специалистов нуждаются– 34% осмотренных детей. Выявлены отклонения в физическом развитии у 36% детей, изменение силы мышц правой кисти у 21%, изменения артериального давления отмечены у 23% осмотренных. Нарушения осанки имеют 19% учащихся, плоская и уплощенная стопа у 13%. Изменения зрения отмечены у 28%, снижение слуха у 7%.

При сравнении показателей наблюдаемых в первом полугодии и при профилактическом осмотре в конце учебного года выявлено увеличение в 4 раза детей со снижением остроты зрения, в два раза детей с изменениями осанки, в три раза увеличилось количество детей с изменениями артериального давления. У половины детей 55% наблюдается условно благоприятное и неблагоприятное течение адаптации.

Таким образом, анализ медицинских адаптационных показателей, наблюдаемых в течение учебного года, проведенный по форме 026/у-2000 и данных полученных, при скрининг обследовании первоклассников в конце учебного года, доказывает важность и необходимость тщательного контроля со стороны медицинского персонала за течением адаптации детей к обучению в школе, с целью своевременного проведения профилактических, оздоровительных мероприятий.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4