3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения.
Педагогическая мысль западной и российской цивилизаций, в эпоху Нового времени, развивалась под воздействием новой системы ценностей во главе с активной личностью, модернизационных процессов в экономике, социальной, политической и культурной сферах жизни, способствующих формированию гражданских обществ и правовых государств.
При этом важно учитывать существенную особенность протекания историко-педагогического процесса в России: двойственность, противоречивость как следствие смены внешних культурных ориентиров, начиная с XVII в., европеизации при сохранении традиционности российского общества, самобытности русского народа как следствия формирования национального характера, ментальности.
XVII век был временем рационализма и индивидуализма, выразившемся в соответствующем осмыслении природы человека и воспитания с позиций новейшей философии научного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт).
В связи с этим основное внимание в научно-педагогическом знании формировались новые подходы к организации школьного дела, которые были представлены следующими направлениями:
религиозно-рационалистическое, сочетавшее идеи католицизма и рационализма, как модификация средневековой религиозно-авторитарной педагогики иезуитов (кружок «Пор-Рояль» и др.);
естественнонаучное, обосновывавшее важность светского образования и воспитания на основе данных экспериментальных исследований, индуктивно-дедуктивного познания (Ф. Бэкон, Р. Декарт) и идей природосообразности воспитания и обучения, демократического характера учебных заведений, обучения на родном языке (В. Ратке и др.);
пансофическо-гуманистическое, заложившее основы педагогики как науки о воспитании и обучении (Я.А. Коменский);
светско-рационалистическое, представленное концепцией воспитания нового человека-«джентльмена» (Дж. Локк), оказавшее существенное влияние на французское Просвещение и движение филантропизма;
просветительское, ориентированное на ликвидацию сословной школы, распространение общеобразовательных знаний в сочетании с практической подготовкой к жизни (У. Петти).
В Русском государстве позитивное развитие просвещения стимулировалось прежде всего польско-украинским влиянием.
Своеобразие русской педагогической мысли в XVII в. определяли четыре основных подхода к воспитанию и обучению:
• латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Стефан Яворский);
• византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Фёдор Ртищев, Карион Истомин);
• славяно-греко-латинский (Иоанникий и Софроний Лихуды);
• сторообрядческо-начётнический (протопоп Аввакум, Авраамий, Епифаний).
В целом, к концу XVII в. отмечается ориентация русской педагогической мысли на западноевропейскую образованность. Русская педагогическая мысль развивалась, прежде всего, в среде монашества. Она обобщала опыт монастырского воспитания и обучения, опираясь преимущественно на осмысление воспитательной практики Византии, и представляла философские сочинения античных и средневековых авторов, которые переводились на русский язык. Просветители содействовали утверждению добродетелей в воспитании и обучении через познание Бога, веры, положительное отношение к грамоте, соблюдение нравственно-этических норм поведения на основе гуманизма.
XVIII в. в истории человечества - век «торжества разума».
Дальнейшее развитие педагогической мысли в эпоху Просвещения имело следующие особенности:
1. Британия (Дж. Беллерс, Дж. Пристли и др.): распространение идей создания демократической системы образования, ликвидации сословной школы, сочетания общего образования с трудовой и профессиональной подготовкой, гуманного отношения к ребёнку, уважения его прав и свобод; практицизм и рационализм образования.
2. Франция (Ф.М. Вольтер, Ш.Л. Монтескьё, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ж.А.Н. Кондорсе и др.): естественное свободное развитие личности в воспитании и образовании, замена сословной школы системой демократического образования, энциклопедизм, общественное воспитание в совокупности с индивидуальным развитием разносторонних дарований и др.
3. Германия (Пруссия): сочетание традиций педагогики пиетизма, предполагавшей усиление практической направленности школьного образования, наглядное обучение, духовно-нравственное воспитание (А.Г. Франке) с разносторонней общеобразовательной и трудовой подготовкой (К. Землер), распространение идей неогуманизма (Ф.А. Вольф, В. Гумбольдт), филантропизма (И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман) и др.
4. США (Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон и др.): идеи общеобразовательной доступной школы, распространения грамотности среди всего населения.
Российское просвещение развивалось под воздействием западных традиций. Особое значение имела деятельность М.В. Ломоносова.
В педагогической мысли России, оказавшей влияние на школьную практику получили распространение следующие идеи:
- разделение образования на церковное и светское;
- сочетание общеобразовательной подготовки с профессиональной;
- становление женского образования и воспитания;
- сословность образования.
По-прежнему сохранялись идеи народной педагогики, особенно в семейном воспитании детей простого народа.
Развитие педагогической мысли в странах Западной Европы, США и России определялось отношением к науке как духовной ценности, образованию – как важнейшему фактору и движущей силе прогресса в условиях утверждения капитализма, усиления роли государств в становлении национальных систем школьного образования.
В связи с этим продолжались
разработка теоретических основ педагогики, особый вклад в которую внесли И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинский;
создание разнообразных концепций и теорий:
▪ развивающего обучения и элементарного образования (И.Г. Песталоцци),
▪ педагогики нравственного воспитания (И.Ф. Гербарт),
▪ народной школы и воспитывающего обучения (Ф.А.В. Дистервег),
▪ реального образования (Г. Спенсер, Н.А. Корф, Е.Н. Андреев, И.А. Вышнеградский), индустриального образования (Б.Т. Вашингтон),
▪ свободного воспитания личности и народной школы (Л.Н. Толстой).
Особое место в осмыслении педагогических проблем принадлежало общественно-педагогическим движениям:
Национальному обществу (Великобритания), курировавшему религиозное воспитание и обучение в английских школах;
социалистам-утопистам (К.А.Сен-Симон,Ш.Фурье, П.А. Кропоткин и др.), обосновывавшим модель всеобщего равного и доступного образования, идею соединения обучения с трудовой подготовкой;
российского «западничества» и «славянофильства»;
революционных демократов (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов и др.) и декабристов;
русских религиозных мыслителей (В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, С.А. Рачинский и др.).
Предметом дискуссионного обсуждения были вопросы:
▪ общественная роль и функции школьного образования;
▪ создание национальных систем школы и связанные с этим принципы всеобщего, обязательного, светского обучения, в т.ч. женщин;
▪ организация общественных учебных заведений начального и среднего уровней;
▪ взаимоотношения между ступенями и типами учебных заведений;
▪ взаимодействие государства и церкви в школьном деле;
▪ соотношение общечеловеческого и общенационального в воспитании и образовании;
▪ становление педагогического образования;
▪ соотношение общего образования с профессиональной и трудовой подготовкой;
▪ педагогика как наука и искусство воспитания и др.
В целом, следует отметить, что XIX век был для европейских стран и особенно России наиболее ярким периодом развития педагогической науки и практики, происходившего на фоне социальных преобразований, активных поисков перспектив эволюции образовательных систем. Для России это была и эпоха творчества многих выдающихся деятелей по созданию подлинно научной педагогики и вхождению её в мировую педагогическую культуру. Среди них особенно следует отметить К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.
В последнее десятилетие XIX – начале XX в. в европейской культуре противостояли друг другу исторически сложившиеся традиции и новые тенденции культурно-исторического развития. Альтернативой педагогическому традиционализму в странах Западной Европы и США стало мощное общественно-педагогическое движение, получившее название «реформаторской педагогики», или «нового воспитания», движения «новых школ».
Сложились различные направления и концепции образования, воспитания, школы:
- свободное воспитание,
- экспериментальная педагогика,
- прагматическая педагогика,
- педагогика личности,
- функциональная педагогика,
- социальная педагогика.
Сформировались три научно-педагогические парадигмы: «школа учёбы», «школа труда», «свободная школа».
Ведущими в реформаторской педагогике стали идеи:
▪ педоцентризма (принцип «исходя из ребёнка»);
▪ свободы в воспитании, воспитание как процесс саморазвития личности;
▪ индивидуального подхода в сочетании с коллективным;
▪ интереса и активности ребёнка в обучении;
▪ трудового гражданского воспитания;
▪ антропософии в понимании сущности педагогического процесса;
▪ экспериментального исследования личности ребёнка;
▪ коренного преобразования школьной системы, расширения образования, обновления содержания образования, форм, методов обучения в массовой школе.
В целом, разработка педагогических проблем осуществлялась с позиций позитивизма, неогуманизма, филантропизма, марксизма.
В свою очередь следует отметить существенное влияние западноевропейской реформаторской педагогики на развитие педагогической мысли и школьной практики в России, где сложились
педагогическая антропология, начало которой было положено ещё К.Д. Ушинским (П.Ф. Лесгафт, М.И. Демков, В.А. Вагнер);
экспериментальная педагогика (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский);
педагогика свободного воспитания личности ребёнка (К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, А.У. Зеленко, С.Т. Шацкий).
Одна из особенностей развития отечественной педагогической мысли заключалась в многообразии педагогических течений, в т.ч. религиозно-философских, социально-реформаторских, имеющих гуманистическую ориентацию.
- Лекция №2 Ведущие педагогические идеи и концепции в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки гуманистических идей педагогики. Авторские педагогические системы XIX века.
- 1. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира.
- 2. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в Средние Века и эпоху Возрождения.
- 3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения.
- 4. Авторские педагогические системы XIX века.
- 4.1. Педагогическая система развивающего обучения и теория элементарного образования и.Г.Песталоцци.
- 4.2. Педагогическая теория воспитывающего обучения и нравственного воспитания и.Ф.Гербарта.
- 4.3. Авторская педагогическая система и теория народной школы ф.А.В. Дистервега.
- 4.4. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики.
- 4. 5. Авторская педагогическая система л.Н.Толстого.
- Литература