4.1. Педагогическая система развивающего обучения и теория элементарного образования и.Г.Песталоцци.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – педагог-демократ, посвятивший более 50 лет своей жизни воспитанию и обучению детей народа. Он родился в Цюрихе, в семье врача. Рано лишившись отца, он вместе с двумя сестрами был воспитан матерью и преданной служанкой из крестьян. Семья жила бедно, но дружно. Именно под воздействием домашнего воспитания Песталоцци проникся чувством любви к людям, стал верить, что всему в мире можно научиться, обрел дух самопожертвования, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
Образование Песталоцци получил в начальной и латинской школе города Цюриха, затем – в высшей школе гуманитарного направления (Коллегиум Каролинум – высшая школа, основанная в 1523 году в честь Карла Великого). В студенческие годы вступил в «кружок патриотов», выступавший за демократизацию народного образования.
С 1774 по 1780 год начал проводить свой первый сельскохозяйственный педагогический эксперимент.
В 1774 году Песталоцци, не завершив своего образования, поселяется в деревне, где на одолженные деньги покупает имение Нейгоф. Там он учредил свой первый приют «Учреждение для бедных детей», предполагал организовать образцовое сельское хозяйство. Воспитанники работали в поле и прядильно-ткацких мастерских. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму, счету, пению, занимался их воспитанием. В детском труде он видел средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей, разносторонней подготовки к жизни. Однако в 1780 году приют разорился и был закрыт.
1780 – 1797 годы – занятие литературной деятельностью. Пишет свой знаменитый труд «Лингард и Гертруда», в котором обобщил нейгофский опыт. Затем появляются книги «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей…», «Азбука наглядности». Его имя становится всемирно известным, его приглашают в разные страны для организации воспитательных учреждений, описанных в его книгах. Но он остается на родине.
1798 – 1799 – Песталоцци правительство Швейцарии поручило руководство над детским приютом в г. Станце, где было подавлено крестьянское восстание и осталось много сирот. В здании бывшего монастыря было собрано около восьмидесяти детей в возрасте от 5 до 10 лет. В основу этого учреждения он положил «дух семейной жизни». Обобщая свой опыт, сделал важный вывод о необходимости установления внутренней связи между обучением и трудом. Успешная работа была прервана властями: в помещении приюта разместили госпиталь.
1800 – 1826 – активная педагогическая работа в Буркдорфе (1800-1804), а затем в приюте для бедных в Ивердене (1805-1825). Под руководством Песталоцци в Буркдорфе был открыт институт, в котором объединились средняя школа с интернатом и учреждения для подготовки учителей. После закрытия школа переезжает в Иверден, где приобретает всемирную известность. Институт и школу посещали ученые и писатели из разных стран. Среди посетивших был и русский император Александр I. Но в 1825 году Иверденсикй институт был закрыт. Больной и одинокий, в возрасте 79 лет, Песталоцци возвращается в Нейгоф, где пишет свой обобщающий труд «Лебединая песня» - своего рода, педагогическое завещание. На памятнике были высечены слова: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде», отец сирот в Станце, основатель народной школы в Буркдорфе, в Ивердене – воспитатель человечества…Все для других – ничего для себя».
Ведущие методологические идеи педагогического учения Песталоцци:
-демократизация образования, необходимость организации воспитательно-образовательных учреждений для детей простого народа;
- всеобщая любовь к человеку, «деятельная любовь к людям», миру;
-воспитание – основное средство преобразования общества и формирования личности, готовой к жизни и труду;
-природосообразность воспитания – это «развитие сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений», определяющих естественный ход развития личности; каждой способности человека присуще стремление выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой;
- полноценное развитие природных сил невозможно вне связи с социальной средой;
- познание начинается с чувственного восприятия и восходит путем переработки представлений к идеям, которые существуют в сознании человека как образующие силы.
Педагогические труды И.Г.Песталоцци: социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Лебединая песня».
Основные теоретические положения педагогической системы Песталоцци:
1. Цель воспитания - развить все природные силы и способности человека; развитие должно быть разносторонним и гармоническим.
2. Основное условие воспитания - это согласие с природой:«если усилия, делаемые природой для развития человеческих сил, оставить без помощи, они медленно освобождают людей от чувственно-животных свойств». Оказать детям помощь в развитии всех человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание и образование.
3. Процесс воспитания должен "начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному» ( суть теории элементарного образования).
4. Все стороны воспитания необходимо осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить гармоническое развитие человека.
5. Целью физического воспитания ребенка является развитие и укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой - естественное стремление ребенка к движению, которое заставляет его играть, быть непоседливым, за все хвататься, всегда действовать. Физическое воспитание находится в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием.
6. «Труд учит презирать слова, оторванные от дела», помогает вырабатывать такие качества, как точность, правдивость, способствует созданию правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми и самими детьми. Правильно организованная физическая работа детей содействует развитию их ума и нравственных сил.
«Азбука умений», должна содержать физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок может всесторонне развить свои физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения, необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности.
7. Главная задача нравственного воспитания – всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Нравственность вырабатывается в ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу и добро.
Основы нравственного поведения ребенка закладываются в семье. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка осуществляется в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним.
8. Интеллектуальное образование предполагает всестороннее развитие умственных задатков, овладение навыками интеллектуальной работы.
Развитию умственных сил служит правильное обучение, т.е. соответствующее законам их саморазвития, вызывающее в ребенке общее «духовное стремление к совершенству» (суть развивающего обучения). Основная задача – «возвышение духа от смутных наблюдений до ясных понятий».
Развивающее обучение достигается соблюдением следующих принципов: постепенности; строгой последовательности, при которой «каждое новое понятие есть небольшое, почти незаметное добавление к прежним знаниям»; элементарности, позволяющей учащимся достичь уверенности в своих успехах (основа арифметики – счет по единице, рисования – черчение линий, дуг, углов; чтения – произнесение звуков; наблюдения – восприятие формы и т.д.); наглядности, основанной на конкретных жизненных наблюдениях; самодеятельности, обусловливающей ясность познания, способность самим себе помогать во всем.
9. Учитель должен искренне любить детей, чувствовать себя как бы их отцом и считать, что все необходимое для их воспитания и развития должно входить в круг его обязанностей.
Школа строится на системе семейных отношений, тесно связана с деревенской жизнью; чем ближе эта связь, тем ярче будет любовь к человечеству.
- Лекция №2 Ведущие педагогические идеи и концепции в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки гуманистических идей педагогики. Авторские педагогические системы XIX века.
- 1. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира.
- 2. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в Средние Века и эпоху Возрождения.
- 3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения.
- 4. Авторские педагогические системы XIX века.
- 4.1. Педагогическая система развивающего обучения и теория элементарного образования и.Г.Песталоцци.
- 4.2. Педагогическая теория воспитывающего обучения и нравственного воспитания и.Ф.Гербарта.
- 4.3. Авторская педагогическая система и теория народной школы ф.А.В. Дистервега.
- 4.4. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики.
- 4. 5. Авторская педагогическая система л.Н.Толстого.
- Литература