4.4. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики.
К.Д.Ушинский (1824-1870) родился в Туле, в небогатой дворянской семье. После окончания Новгород-Северской гимназии в 1840 г. поступает на юридический факультет Московского университета. Завершив обучение, получил рекомендацию совета из 28 професоров как «отличнейшего» студента на работу «в министерство и другие присутственные места». Однако к карьере проявил равнодушие. В 1846 г. Ушинский получает назначение в Ярославский юридический лицей на должность профессора камеральных наук (законоведение, право, финансы). Через три года был уволен за прогрессивные взгляды и несколько лет находился на службе в департаменте духовных дел иностранных исповеданий в Петербурге; сотрудничает с журналом «Современник».
С середины 1850-х и до начала 60-х годов вновь занимается педагогической деятельностью: является преподавателем словесности и законоведения, а затем инспектором Гатчинского сиротского института, пишет педагогические статьи, получает назначение на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где радикально реформирует учебно-воспитательный процесс, редактирует «Журнал Министерства народного просвещения», совершает поездки по России.
С 1862 был освобожден от работы (донос священника и обвинение в материализме и атеизме) и до конца жизни интенсивно занимался научной деятельностью в области теории педагогики и методики начального обучения. «Вынужденную ссылку» за границу (Швейцария, Германия) использовал для изучения женского образования. Скончался в Одессе 22декабря 1870 г. от простуды, обострившей течение чахотки.
Ведущие методологические идеи педагогического учения Ушинского:
- материалистический сенсуализм: «Единственным критериумом для вещи есть сама вещь, а не наше понятие о ней»; «искусство воспитания в особенности чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению изысканий»;
- свободное развитие России должно свершаться не революционным, а мирным путем; именно школа и образование сделают необратимым развитие общества по пути прогресса;
- демократизм: «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу»;
- «всякая фактическая наука…стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования»;
- человек – главная ценность, его основная черта – любовь к людям: даже атеист, гуманно относящийся к людям, более христианин, чем верующий, который недостаточно проникнут чувством любви к ближнему.
Ушинский подошел к разработке теории педагогики как широко образованный мыслитель. Наиболее глубокому осмыслению были подвергнуты следующие проблемы.
Педагогика – это не только наука, но и искусство воспитания (статья «О пользе педагогической литературы» (1857); «Научно-практическое назначение педагогики»)
Как наука педагогика имеет свой предмет, закономерности и принципы. Ее предмет – человек. Педагогика не может претендовать на самостоятельность, т.к. она пользуется данными других наук о человеке. Физиология, психология, философия и история дают законы педагогике. Она «выражает эти законы в форме педагогических теорий и правил и изыскивает средства приложить их к воспитанию человека в данное время и в данном обществе».
Как искусство педагогика имеет «практическую приложимость» и связана с опытом и опытностью. В связи с этим много аналогий между искусством воспитания и медициной, которым «нельзя выучиться, как выучиваются математике, астрономии, анатомии и физиологии».
Теория и практика воспитания – взаимосвязаны: «…педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине» Польза педагогической теории, отраженной в литературе, в том, что она предлагает «собрание опытов осознанных и обдуманных» и, следовательно,
- предупреждает ошибки;
- знакомит с ценными педагогическими мыслями;
- позволяет избежать рутинности, «упрямой односторонности» в выборе средств для достижения цели воспитания;
- содействует распространению индивидуального опыта;
- привлекает внимание к наиболее существенным проблемам воспитания и средствам их решения обществом, педагогами, родителями.
Педагогическая практика – основа теории. «Пустая, ни на чем не основанная теория оказывается такой же никуда не годной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя вывести никакой мысли, которому не предшествует и за которым не следует идея. Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли», — писал Ушинский.
2. Идея народности в воспитании (статья «О народности в общественном воспитании» (1857)).
Основные положения идеи народности:
1) Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории. У каждого народа своя особенная национальная система воспитания; а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным.
2) Общественное воспитание не решает само вопросов жизни и не ведет за собой истории, но следует за ней. Не педагогика и не педагоги, но сам народ и его великие люди прокладывают дорогу в будущее: воспитание только идет по этой дороге и, действуя заодно с другими общественными силами, помогает идти по ней отдельным личностям и новым поколениям.
3) Общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными для всех и семейными вопросами для каждого: «где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений».
«Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью... воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа... Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание божие на земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника», — писал Ушинский в статье «О народности в общественном воспитании».
4) Одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Основанное на народности воспитание должно приучить проявлять патриотизм всегда, повседневно, при исполнении гражданами своего общественного долга. Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить общие интересы выше личных.
5) Дело народного образования должно быть предоставлено самому народу и «освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки».
6) Лучшим выражением народности является родной язык; русский язык призван ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.
Воспитание - целеустремленный, сознательный процесс, ориентированный на христианско-православный идеал совершенства и всестороннее развитие личности ( «О нравственном элементе в русском воспитании», 1860).
Основа его – нравственное воспитание: «..мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Нравственное воспитание должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью; твердый характер и волю.
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине – одна из составляющих нравственного воспитания, отвечающих духу народности. Любовь к родине, писал Ушинский,— это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.
Средствами нравственного воспитания являются: обучение; личный пример учителя ( «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»); убеждение; умелое обращение с учащимися (педагогический такт); меры предупреждения; поощрения и взыскания.
3. Обучение – одна из главных составляющих воспитания; оно решает двоякую задачу: образовательную и воспитательную.
Для развития умственных сил и способностей учащихся важно как формальное, так и материальное образование; их противопоставление недопустимо. «цель формальная состоит в развитии умственных способностей ученика, его наблюдательности, памяти, воображения, фантазии и рассудка…; следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания;..реальная, столь же важна, как и первая…Для достижения этой цели прежде всего необходим разумный выбор предметов для наблюдения, представлений и соображений».
Первая стадия процесса обучения – доведение знания до определенной системы: последовательное восприятие предметов и явлений; сравнение и сопоставление; выработка предварительных понятий; приведение этих понятий в систему. Сущность второй стадии – обобщение и закрепление приобретенных знаний и умений.
Психические процессы, обеспечивающие успех обучения – это внимание (дверь, через которую ученик приобретает знания); память (кладовая учения); мышление; воля; эмоции.
Обучение эффективно при учете детских потребностей и интересов. Однако «потешающая» педагогика недопустима, т.к. обучение есть активный, волевой процесс, связанный с преодолением трудностей; тем самым он отличается от игры, и это понимание должно прививать школьнику: « учение есть труд и труд серьезный...».
Процесс обучения необходимо строить с учетом следующих дидактических принципов:
- сознательности и активности;
- наглядности; « Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...»; наглядного обучение « строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком»;
- последовательности;
- доступности;
- прочности .
Опыт является надежным источником знания: «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются … единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность».
При организации школьных учебных занятий наиболее целесообразна классно-урочная система при ведущей роли учителя. Наряду с утвердившейся регламентацией урока основными требованиями являются: планирование; органический переход к новому знанию; гигиена занятий; обязательная домашняя работа учащихся по заданию учителя.
4. Деятельность и активность ребенка - одно из важнейших условий его воспитания и обучения. Режим жизни детей должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности. В этом процессе важно значение упражнений, превращающих положительные убеждения детей в дела и поступки.
5. Труд является главным источником создания материальных ценностей и важнейшим фактором физического, умственного и нравственного совершенствования человека (Статья «Труд в его психическом и воспитательном значении» , 1860).
Труд необходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.
«Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.
Важно, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями.
6. Влияние педагога на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами: «Личность воспитателя значит все в деле воспитания».
Учитель должен быть не только преподавателем тех или иных предметов, но и воспитателем, любить свою профессию, относиться с чувством большой ответственности к делу воспитания, быть образованным человеком, обладать педагогическим мастерством и тактом.
Педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае.
Учителей необходимо готовить в учительских семинариях («Проект учительской семинарии», 1861); они – педагогический центр для всех, кто причастен к делу воспитания.
- Лекция №2 Ведущие педагогические идеи и концепции в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки гуманистических идей педагогики. Авторские педагогические системы XIX века.
- 1. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира.
- 2. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в Средние Века и эпоху Возрождения.
- 3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения.
- 4. Авторские педагогические системы XIX века.
- 4.1. Педагогическая система развивающего обучения и теория элементарного образования и.Г.Песталоцци.
- 4.2. Педагогическая теория воспитывающего обучения и нравственного воспитания и.Ф.Гербарта.
- 4.3. Авторская педагогическая система и теория народной школы ф.А.В. Дистервега.
- 4.4. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики.
- 4. 5. Авторская педагогическая система л.Н.Толстого.
- Литература