Лекция №2 Ведущие педагогические идеи и концепции в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки гуманистических идей педагогики. Авторские педагогические системы XIX века.
Содержание лекции ориентировано на:
формирование понятий и знание :
- генезиса педагогической мысли;
- имён выдающихся представителей философско-педагогической мысли Древнего Востока и античного мира эпохи Нового времени и Просвещения;
- педагогическая система развивающего обучения и теория элементарного образования И.Г.Песталоцци; теория воспитывающего обучения и нравственного воспитания И.Ф.Гербарта; педагогическая система и теория народной школы А.Дистервега; - педагогическая антропология;
- педагогическая система свободного воспитания Л.Н.Толстого;
представления о:
- характере взаимодействия педагогической мысли с государством, политикой, хозяйством, культурой, религией различных стран;
- диалектике процесса исторического развития ведущих педагогических идей и концепций;
- периодах деятельности, наиболее значимых педагогических фактах из жизни И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега;
-дальнейшем развитии научно-педагогических теорий в русле таких направлений как демократическое (И.Г.Песталоции, А.Дистервег), научно-психологическое (И.Ф.Гербарт) ;
периодах жизни и педагогической деятельности, наиболее значимых фактах биографии К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, их педагогических трудах;
- развитии научно-педагогических теорий в русле таких направлений как антропологическое (К.Д.Ушинский), свободное воспитание личности (Л.Н,Толстой);
понимание:
- общего и типичного в педагогической мысли на разных этапах развития человеческого общества;
- связи педагогической мысли с религиозно-философскими учениями, общественно-педагогическими движениями;
- сущности идей свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.
сущности авторских педагогических систем И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега ;
- идей: народной школы, связи образования с трудом, культуросообразности воспитания, развивающего обучения, воспитывающего обучения, многосторонности интересов учащихся и др.
- сущности авторских педагогических систем К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого ;
- идей: человек – предмет воспитания; единство педагогической теории и практики; народность воспитания; связь образования с трудом; ненасилие в воспитании; школа как педагогическая лаборатория и др.
План.
Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира.
Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в средние века и эпоху Возрождения.
Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения.
Авторские педагогические системы XIX века.
- Лекция №2 Ведущие педагогические идеи и концепции в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки гуманистических идей педагогики. Авторские педагогические системы XIX века.
- 1. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира.
- 2. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в Средние Века и эпоху Возрождения.
- 3.Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения.
- 4. Авторские педагогические системы XIX века.
- 4.1. Педагогическая система развивающего обучения и теория элементарного образования и.Г.Песталоцци.
- 4.2. Педагогическая теория воспитывающего обучения и нравственного воспитания и.Ф.Гербарта.
- 4.3. Авторская педагогическая система и теория народной школы ф.А.В. Дистервега.
- 4.4. К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики.
- 4. 5. Авторская педагогическая система л.Н.Толстого.
- Литература