logo
ИПиО (озо) Бак

Лекция №2 Ведущие педагогические идеи и концепции в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки гуманистических идей педагогики. Авторские педагогические системы XIX века.

Содержание лекции ориентировано на:

формирование понятий и знание :

- генезиса педагогической мысли;

- имён выдающихся представителей философско-педагогической мысли Древнего Востока и античного мира эпохи Нового времени и Просвещения;

- педагогическая система развивающего обучения и теория элементарного образования И.Г.Песталоцци; теория воспитывающего обучения и нравственного воспитания И.Ф.Гербарта; педагогическая система и теория народной школы А.Дистервега; - педагогическая антропология;

- педагогическая система свободного воспитания Л.Н.Толстого;

представления о:

- характере взаимодействия педагогической мысли с государством, политикой, хозяйством, культурой, религией различных стран;

- диалектике процесса исторического развития ведущих педагогических идей и концепций;

- периодах деятельности, наиболее значимых педагогических фактах из жизни И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега;

-дальнейшем развитии научно-педагогических теорий в русле таких направлений как демократическое (И.Г.Песталоции, А.Дистервег), научно-психологическое (И.Ф.Гербарт) ;

периодах жизни и педагогической деятельности, наиболее значимых фактах биографии К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, их педагогических трудах;

- развитии научно-педагогических теорий в русле таких направлений как антропологическое (К.Д.Ушинский), свободное воспитание личности (Л.Н,Толстой);

понимание:

- общего и типичного в педагогической мысли на разных этапах развития человеческого общества;

- связи педагогической мысли с религиозно-философскими учениями, общественно-педагогическими движениями;

- сущности идей свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России.

сущности авторских педагогических систем И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарта, А.Дистервега ;

- идей: народной школы, связи образования с трудом, культуросообразности воспитания, развивающего обучения, воспитывающего обучения, многосторонности интересов учащихся и др.

- сущности авторских педагогических систем К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого ;

- идей: человек – предмет воспитания; единство педагогической теории и практики; народность воспитания; связь образования с трудом; ненасилие в воспитании; школа как педагогическая лаборатория и др.

План.

  1. Зарождение педагогической мысли в контексте философского знания в государствах Древнего Востока и Античного мира.

  2. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в средние века и эпоху Возрождения.

  3. Ведущие педагогические идеи и концепции Нового Времени и эпохи Просвещения.

  4. Авторские педагогические системы XIX века.