logo
ИПиО (озо) Бак

2. Сущность гуманистического подхода западноевропейских мыслителей к проблемам воспитания и образования в Средние Века и эпоху Возрождения.

Западноевропейская цивилизация – «осевая», вторичная, сформировавшаяся на месте древнейших локальных цивилизаций, древнегреческой и древнеримской, и впитавшая в себя их достижения (культуру Греции, политико-правовые традиции Рима). По словам философа Г. Померанца, в основании европейской цивилизации лежат греческая философия, еврейская религия и римское право.

На развитие европейской педагогической мысли оказывали влияние две взаимосвязанные и, одновременно, противоборствующие культуры, которые отражали специфику эпохи:

В ходе развития христианства европейская цивилизация распространяется на всю территорию Западной Европы. По завершении этого процесса наступает качественный скачок: Возрождение и Реформация, создавшие предпосылки для перехода мира в Новое время.

XIV-XVI вв. известны в истории как эпоха Возрождения, знаменовавшая конец Средневековья. В общественной жизни и философской мысли утверждаются идеи гуманизма.

Гуманизм – ведущее направление в философских учениях эпохи позднего Средневековья, ставшее основным в понимании сущности и целей воспитания. Гуманизм (лат. humanus – «человечный») – воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его естественные права: на жизнь, свободу, всестороннее развитие, счастье.

В Италии, колыбели европейского Возрождения, сформировался «гражданский» гуманизм. Его представители – Леонардо Бруни (1370/74-1444), Маттео Пальмиери, Лоренцо Валла (1405/07-1457), Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – считали основной целью воспитания формирование социально активной личности, человека-гражданина, патриота, действующего на благо общества, а истоками воспитания – семью.

Идеал созерцания, свойственный средневековым учёным-схоластам, вытесняется идеалом действия. Основываясь на понимании природы человека как единства его телесной и духовной сущности, гуманисты предлагали для его гармонического развития осуществлять вместе с умственным и нравственным:

- физическое воспитание, которое наряду с традиционным развитием тела, укреплением духа, военной подготовкой предполагало также закаливание организма, гигиену отдыха;

- трудовое воспитание, так как «этим он может приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье» (Л. Альберти).

Новая политическая ситуация в Европе с конца XV в., характеризующаяся утверждением абсолютной монархии, подавляющей личность, ориентировала на проявление гражданской активности, самовыражения человека в научных занятиях. Очагами новой гуманистической культуры становятся кружки мыслителей, деятельность которых объединяла Платоновская академия во Флоренции (1459-1521).

Термин «humanitis» приобретает значение учёности. Переводы и комментарии трудов классической древности стали основным направлением развития культуры Возрождения, получившим название «филологического» гуманизма. Широкие филологические знания, достигаемые в большинстве случаев путём самообразования, дававшие человеку как бы внутреннее освобождение, уводили его вместе с тем от гармонического развития, что в результате привело в конце XVI в. к вырождению гуманистического идеала всесторонне развитой социальной личности в литературную образованность (см. Салимова К.И. и др. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. – М., 1988. С. 94.).

Ещё в начале XVI века в Англии при Оксфордском университете под влиянием флорентийского платоника образовался кружок Джона Колета (1467-1519), в котором сложилось направление «христианского» гуманизма, ориентированного на противостояние средневековому схоластическому формализму и догматической религиозности в воспитании и образовании. «Христианский» гуманизм оказал наибольшее влияние на философско-педагогические взгляды Эразма Роттердамского (1466/69-1536), Томаса Мора (1478-1535).

В целом, ведущими педагогическими идеями гуманистов различных направлений являлись:

- утверждение необходимости сочетания античной и христианской культуры в выработке идеала воспитания личности;

- признание природного равенства всех людей на воспитание и образование;

- развитие активности человека в его стремлении к совершенству, благодаря чему обретается благородство и знатность (Эразм Роттердамский);

- необходимость осуществления гармонического воспитания человека в коллективе, обществе, созданном на новой социальной основе (утопический социализм Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы);

- обучение и воспитание в школах, основанных на уважении к личности ребёнка, признании его человеческого достоинства (Витторино да Фельтре, Гуарино Гуарини);

- реализация энциклопедической программы обучения (Франсуа Рабле);

- опыт, эксперимент как основа человеческого знания и критического мышления (Мишель Монтень, Хуан Луис Вивес).

В начале XVI в. гуманистическая мысль вступает в непримиримое противоречие с движением Реформации по вопросу понимания природы человека, призыва к земной гармонии. Тем не менее, педагогические взгляды и идеи гуманистов оказали существенное влияние на дальнейшееразвитие гуманистических педагогических традиций.