logo
ИПиО (озо) Бак

4.2. Педагогическая теория воспитывающего обучения и нравственного воспитания и.Ф.Гербарта.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) – известный немецкий педагог, психолог, философ. Родился в Ольденбурн, в семье юриста. Получил образование сначала в латинской школе, а затем в Иенском университете. Был воспитателем в семье швейцарского аристократа. В 1802 году защитил диссертацию на степень доктора философии. Его деятельность как профессора связана с Геттингенским и Кенигсбергским университетами: возглавлял в течение 24 лет кафедру философии и психологии, читал лекции по педагогике и психологии, руководил семинарией по подготовке учителей, при ней создал опытную школу, где сам преподавал математику. Скончался от сердечного удара 14 августа 1841 г. в Геттингене.

На формирование его педагогических взглядов оказали влияние идеи Просвещения, морально-этическое учение И.Канта, учения Локка, Руссо и, особенно, И.Песталоцци, с которым познакомился в Швейцарии.

Главная заслуга Гербарта – в попытке разработать теорию педагогики как науку и искусство воспитания.

Ведущие методологические идеи педагогической теории Гербарта:

- человек есть личность и самоцель;

- ребенок индивидуален, это не «некая статичная данность, генетическая одаренность, а открытый процесс развития, зависящий от ситуации, от опыта, наконец, от воспитания»;

- воспитание должно обеспечивать свободное и радостное развитие человека, но не в дали от общества;

- чего не дано в опыте, то не может быть предметом мышления; знание без опыта невозможно; соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет правильность и прочность восприятия и усвоения нового;

- душа ребенка – реальная неизменная носительница представлений, которые подвержены изменчивости, образуя личное «я»; мышление, чувство, представление, желание – суть и различные стороны проявления души;

Педагогическая теория Гербарта представлена в следующих произведениях: «Наука педагогики, выве­денная из целей воспитания» (1806), «Письма о приложении психологии к педагогике» (1831), «Очерк лекций по педагогике» (1835).

Основные положения педагогической теории Гербарта:

1. Содержание пе­дагогики как науки есть «стройный порядок теорем, составляющих одно мыслимое целое,..выводимых как следствия из основных положений и как основные положения из принципов», т.е. система знаний. Педагогика как искусство представля­ет собой сумму навыков, которые необходимо использовать для решения определенной задачи.

2. Цель воспитания – это воспитание добродетельного человека, основанное на «практической философии» в понимании этических идеалов и средствах их достижения, исходя из знаний психологии. Целью воспитания должна быть добродетель, т.е. нравственность, понимаемая как единство осознания эти­ческих идей и воли индивида. Возможные цели связаны с развитием многостороннего интереса. Необходимые цели – те, которые реализуются через воспитание нравственности.

3. Основные пути достижения цели воспитания личности – это управление ее развитием, воспитывающее обучение, нравственное воспитание.

4. Управление – начальный этап руководства ребенком для предупреждения отрицательных действий и поступков, подавление «дикой резвости», приучение к дисциплине. Поддер­живая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания.

Основные средства управления – это угроза, надзор, приказания и запрещения, наказания (не исключая телесные); вспомогательные – авторитет и любовь, т.к. они выходят за пределы управления. Причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь – матери.

5. Нет воспитания без обучения, нет обучения, которое не воспитывает. Воспитывающее обучение должно основываться на многосторон­ности интересов. Посредственный интерес к обучению основан на стремлении ученика получить награду или избежать наказания. Непосредственный – это многосторонний интерес к изучаемым предметам без дополнительных мотивов. Многосторонний интерес представлен следующими видами: эмпирический – к окружающему миру, умозрительный – к причинам вещей и явлений, эстетический – к прекрасному, симпатический – к «близким», социальный – ко всем людям, религиозный.

6. Существует четыре ступени обучения:

- Ясность – сосредоточение в состоянии покоя. Выделяются новые представления об объекте, явлении, событии и подвергаются углубленному рассмотрению.(Первоначальное ознакомление учащихся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности).

- Ассоциации - сосредоточение в состоянии движения. Устанавливаются связи, ассоциации между уже знакомыми представлениями.

- Система – осознание в состоянии покоя. Приводится в связь то, что было приобретено на первых двух ступенях. Производятся обобщения, устанавливаются правила, выводятся законы. Происходит усвоение нового знания.

- Метод – осознание в состоянии движения. Приобретенные знания применяются к новым фактам, явлениям. Учащиеся в процессе выполнения упражнений вырабатывают навык применения их на практике.

7. Усвоение новых представлений осуществляется на основе имеющегося у учащихся предшествую­щего опыта (апперцепция). Она имеет большое значение в процессе обучения и непосредственно влияет на интерес и внимание .Виды внимания: непроизвольное (примитивное и апперцептивное ), произвольное.

8. Нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Реализуется через достижение пяти нравственных идей:

- идея внутренней свободы, делающая человека цельным;

- идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию»;

- идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей;

- идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких проявлений воли;

- идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.

Нравственное воспитание должно стремиться «под­нять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глу­боко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уны­ние, если это сразу не удается. В системе воспита­ния «одна искра может тотчас же зажечь другую».