1.1. Исторический обзор становления коррекционной педагогики (к.П.)
Коррекционная педагогика (К.П.) и коррекционно-педагогическая практика имеет богатый исторический опыт.
В коррекционной педагогике, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонений в развитии и поведении имеется четыре самостоятельных и в то же время взаимосвязанных аспекта:
- медико-клинический;
- психологический;
- педагогический;
- социологический;
которые в истории коррекционной педагогики то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему.
Медико-клинический аспект раскрывает вопросы
- этиологии (греч.aitia – причина, loqos – учение) – учение о причинах возникновения болезней, умственного дефекта;
- его анатомо-физиологические нарушения и симптомы;
- исследует способы клинического диагностирования дефекта;
- подходы к его классификации.
Психологический аспект
- устанавливает картину психологических аномалий;
- раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями;
- определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта.
Педагогический аспект рассматривает
- проблемы умственной отсталости с точки зрения обучаемости и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе;
- определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта.
Социологический аспект анализирует проблему
- с точки зрения социальной оценки явления;
- зависимости ее от социально-экономических условии;
- социально педагогических причин;
- влияния на нее характера и условий развития общества.
Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны.
В эпоху античности в Древней Спарте, где на протяжении столетий создавался культ здорового тела, дети, имеющие ярко выраженные отклонения в развитии, просто уничтожались.
Новорожденных осматривали старейшины и детей с недостатками по решению старейшин сбрасывали в пропасть Тайгет (в Спарте до IV-V вв. нашей эры). В Древнем Риме убивали уродливых и топили хилых детей.
В средневековой Европе людей, страдающих психическими расстройствами, объявляли «одержимыми нечистой силой» или «злым духом», уничтожали на кострах инквизиции или бросали в тюрьмы, подвергали пыткам.
Начиная с Эпохи Возрождения зарождаются гуманистические тенденции в области медицины. Врачи посещают тюрьмы, монастыри, наблюдают за душевнобольными. Так, в начале ХVII в. В г. Базеле профессор медицины Феликс Платтер (1537-1614) впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния больных. Философы стремятся проникнуть в душевный мир психически больных, выявить у них положительные черты и качества.
Виднейший гуманист Эразм Роттердамский (1469-1536) в своём трактате «Похвала глупости» сопоставляет глупость с ограниченностью духовенства и провозглашает гимн человеческому разуму, человеческой мудрости.
Педагог, философ, ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребёнка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.
Он считал, что все дети имеют право на обучение. Я.А. Коменский был глубоко убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка не существовала.
В развитии коррекционной педагогики можно выделить несколько этапов развития:
I этап – медико-педагогическое направление
- Часть I Коррекционная педагогика
- I. Коррекционная педагогика как составная часть педагогики
- 1.1 История становления коррекционной и специальной педагогики
- 1.1. Исторический обзор становления коррекционной педагогики (к.П.)
- 1. Медико-клинический аспект
- 1. Анатомо-физиологическое
- 2. Психолого-педагогическое
- 1.2. Виды нарушений развития и их причины
- 1.2.Виды нарушений развития и их причины
- 1.3. Школьная дезадаптация как педагогическое явление
- 1.3.Школьная дезадаптация как педагогическое явление
- 1.4. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
- 1.4.Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
- 1.5 Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного процесса
- 1.5.Коррекционно-развивающееся образование (кро) в современной педагогической практике
- 1.6. Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
- 1.6. Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
- 1.7.Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе
- 1.7 Взаимодействие субъектов образовательного процесса в