logo
лекции часть 1

1.1. Исторический обзор становления коррекционной педагогики (к.П.)

Коррекционная педагогика (К.П.) и коррекционно-педагогическая практика имеет богатый исторический опыт.

В коррекционной педагогике, во всех отраслях научных знаний, изучающих проблемы отклонений в развитии и поведении имеется четыре самостоятельных и в то же время взаимосвязанных аспекта:

- медико-клинический;

- психологический;

- педагогический;

- социологический;

которые в истории коррекционной педагогики то развивались независимо друг от друга, то переплетались, взаимодополняя и расширяя проблему.

Медико-клинический аспект раскрывает вопросы

- этиологии (греч.aitia – причина, loqos – учение) – учение о причинах возникновения болезней, умственного дефекта;

- его анатомо-физиологические нарушения и симптомы;

- исследует способы клинического диагностирования дефекта;

- подходы к его классификации.

Психологический аспект

- устанавливает картину психологических аномалий;

- раскрывает своеобразие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы у детей с разнообразными психическими отклонениями;

- определяет симптомы отдельных форм того или иного дефекта.

Педагогический аспект рассматривает

- проблемы умственной отсталости с точки зрения обучаемости и необучаемости ребенка в обычной и специальной школе;

- определяет принципы, методы и приемы педагогической коррекции дефекта.

Социологический аспект анализирует проблему

- с точки зрения социальной оценки явления;

- зависимости ее от социально-экономических условии;

- социально педагогических причин;

- влияния на нее характера и условий развития общества.

Отношение общества к детям с отклонениями в развитии и поведении, характеристика, оценка их развития и поведения в ходе исторической эволюции человеческого общества были неоднозначны.

В эпоху античности в Древней Спарте, где на протяжении столетий создавался культ здорового тела, дети, имеющие ярко выраженные отклонения в развитии, просто уничтожались.

Новорожденных осматривали старейшины и детей с недостатками по решению старейшин сбрасывали в пропасть Тайгет (в Спарте до IV-V вв. нашей эры). В Древнем Риме убивали уродливых и топили хилых детей.

В средневековой Европе людей, страдающих психическими расстройствами, объявляли «одержимыми нечистой силой» или «злым духом», уничтожали на кострах инквизиции или бросали в тюрьмы, подвергали пыткам.

Начиная с Эпохи Возрождения зарождаются гуманистические тенденции в области медицины. Врачи посещают тюрьмы, монастыри, наблюдают за душевнобольными. Так, в начале ХVII в. В г. Базеле профессор медицины Феликс Платтер (1537-1614) впервые осуществил классификацию душевнобольных, в основе которой характеристика различных нарушений интеллекта, эмоций, физического состояния больных. Философы стремятся проникнуть в душевный мир психически больных, выявить у них положительные черты и качества.

Виднейший гуманист Эразм Роттердамский (1469-1536) в своём трактате «Похвала глупости» сопоставляет глупость с ограниченностью духовенства и провозглашает гимн человеческому разуму, человеческой мудрости.

Педагог, философ, ученый Ян Амос Коменский (1592-1670) впервые с педагогической точки зрения рассматривает взаимосвязь интеллектуального развития ребёнка и его поведения. Он выделил шесть типов детей, отличающихся друг от друга степенью умственного развития и особенностями характера.

Он считал, что все дети имеют право на обучение. Я.А. Коменский был глубоко убежден в животворящей силе образования, в преобразующей силе воспитания, какая бы аномалия в развитии и поведении ребенка не существовала.

В развитии коррекционной педагогики можно выделить несколько этапов развития:

I этап – медико-педагогическое направление