1.6. Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
1. Поведение ребенка как результат его взаимодействия с окружающей средой
Педагоги – классики (Л.С.Выготский, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский) подчеркивали важность воспитания у детей произвольного поведения.
Реализуя произвольное поведение, ребенок, понимает, почему и для чего он выполняет те или иные действия, поступает так, а не иначе, ребенок сам активно стремится соблюдать нормы и правила поведения, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество.
Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в поведении детей) по-прежнему одна из актуальных проблем современной педагогики. Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе.
Причины отклонений в поведении детей разнообразны.
1. произвольное поведение ребенка – условие и результат главной задачи педагогической практики – развития личности школьника.
Формируясь в деятельности, поведение детей становится произвольным, т.е. осмысленным, целенаправленным, инициативным. Различные недостатки в поведении школьников сдерживают становление произвольности важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют ее освоение, отрицательно сказывается на отношениях ребенка со взрослыми и сверстниками.
В большей мере это свойственно детям группы риска .
Поэтому исправление недостатков в поведении детей риска – важная составляющая обучения и развития этих детей в системе коррекционно-развивающего образования.
Существуют устойчивые интегративные личностные образования, которые у ребенка в значительной мере определяют (регулируют) его поведение, придают поведению главное качество – произвольность.
К ним относятся:
1 – самооценка,
2 – самоконтроль,
3 – уровень притязаний,
4 – ценностные ориентации,
5 – мотивы,
6 – идеалы,
7 – направленность личности.
В процессе развития личности (интергативных личностных образований, произвольного поведения наряду с социальными факторами, социальная ситуация развитие, система общественных отношений, совместная деятельность и общение ) необходимо учитывать и биологические предпосылки – природную детерминанту - или, как определил Б.Г.Ананьев, индивидные свойства ребенка (или нервной системы, темперамент).
Самооценка (эмоционально насыщенная оценка человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и поступков) – важнейшая составляющая в структуре личности. Она влияет на саморегуляцию и на регуляцию поведения. Нарушения в системе самооценки искажают поведение являются серьезным тормозом для формирования личности.
Самооценка может способствовать или препятствовать ребенку осуществлять поведение, адекватное ситуации, обстоятельствам.
При чрезмерно высокой самооценке ребенок становится непроницаемым для критики, нечувствительным к собственным ошибкам, а его поведение трудноуправляемым.
Дети с высокой (но не завышенной) самооценкой, как правило, стремятся к достижению успеха в разных видах деятельности уверены в своих силах. Их поведение целесообразно, ровно и одновременно гибко.
Дети с низкой самооценкой отличаются нерешительностью, неуверенностью в себе, в собственных возможностях. Некоторые дети с низкой самооценкой демонстрируют преимущественно инфантильное поведение, другие конформное, третью «выбирают2 бесконечные капризы.
Необходимые условия для развития адекватной самооценки в детстве – это
- доброжелательность со стороны взрослых,
- их заинтересованность в делах ребенка,
- разумная требовательность и демократизм в семейных отношениях и со стороны учителя.
Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных состояний, желаний, поведения на основе сопоставления их с некоторыми субъектами нормами и представлениями.
Становление самоконтроля связано с усвоением и принятия выработанных обществом норм поведения.
Мотив – осознаваемая причина, лежащая в основе поведения и поступков человека. Мотивами могут быть потребности и интересы, влечения и эмоции, установить и идеалы.
Развитие мотивов и потребностей связано с изменением положения ребенка в жизни, в системе его взаимоотношений с окружающими людьми.
Идеал – это представления человека об образце, достижение которого является целью его стремлений, поведения, деятельности.
Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями. Применительно к детям можно говорить лишь о становлении направленности личности. У дошкольников и младших школьников развивающиеся интересы, особенно активно регулирующие поведение в этом возрасте.
Решающие значение для «рождение личности», становления ее произвольного поведения, по словам А.Н.Леонтьева, имеет «формирование общей произвольности»
Произвольное поведение ребенка – поведение осмысленное, инициативное и надситуативное.
Трудности в становлении произвольного поведения нередко обусловлены отсутствием или задержкой становления соответствующих возрасту ребенка интегративных личностных новообразований. Это сопровождается появлением негативных черт личности, таких как замкнутость, скованность, робость, неуверенность в себе, непоседливость, агрессивность.
2. Причины и типы нарушений поведения
Непроизвольное поведение (разнообразные отклонения в поведении) детей – по-прежнему одна из актуальных проблем педагогики.
Дети с отклонениями в поведении систематически нарушают правила, не не подчиняются внутреннему распорядку и требованиям взрослых, грубы, мешают занятиям в классе или группе.
Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребенок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среды. Нарушения в поведении возможны из-за незнания правил поведения.
Гиперактивное поведение вызывает наибольшие нарекания
При демонстративном поведении происходит намеренное и осознанное нарушение принятых норм, правил поведения.
Один из вариантов – детское кривляние, нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых. Одним из вариантов демонстративного поведения – плач без особых поводов. Основная причина таких капризов – неправильное воспитание, избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых.
Протестное поведение
Формы протестного поведения детей – негативизм, строптивость, упрямство.
Негативизм – такое поведение ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили.
Типичные проявления негативизма – это беспричинные слезы, грубость, дерзость или замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Агрессивное поведение
Агрессивны называют целенаправленное разрушительное поведение, ребенок противоречит нормам и правила жизни людей в обществе, причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психический дискомфорт (подавленность, страх, отрицательные переживания).
Агрессивное поведение ребенка могут высказываться в качестве средства достижения цели. Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми и разрушение вещей и предметов, рвет книги, ломает игрушки.
Агрессивное поведение может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитального стиля воспитания, деформощии системы ценностей в семье, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки, несправедливые наказания).
Агрессивность затрудняет приспособится детей к условиям жизни в обществе, в коллективе, общение со сверстниками и взрослыми.
Ребенку с агрессивным поведением необходимо специальное внимание, так как от порой и не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть отношения.
Инфальтивное поведение – в поведении ребенка сохраняются черты, присущие более раннему возрасту.
Например, у младшего школьника ведущей деятельностью остается игра. Во время урока, отключаясь от учебного процесса, незаметно для себя начинает играть.
Ребенок которому свойственно инфантильное поведение характеризуется незрелостью интегративных личностных образований: он не способен самостоятельно принимать решение, испытывает чувство незащищенности, требует повышенного внимания к себе, у него понижена самокритичность.
Ребенок с инфальтивным поведением нередко попадает под влияние детей с асоциальными установками, присоединяются к противоправным действиям и поступкам. Если такому ребенку не оказать своевременную помощь – это может привести к нежелательным социальным последствиям.
Конформное поведение (от лат. Confortis – подобный) – оно полностью подчинено внешним условиям, требованиям других людей.
Конформное поведение во многом обусловлено неправильным, чаще авторитарным или имеропекающим стилем воспитания.
Дети лишенные свободы выбора, творчества, самостоятельности, инициативы приобретают некоторые негативные личностные особенности, меняют самооценку, мотивы, интересы под влиянием другого человека.
Симптоматическое поведение
Симптом – это признак болезни. Как правило, симптоматическое поведение ребенка – признак неблагополучий в семье, школе.
Симптоматическое поведение или болезнь – своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация невыносима для ребенка.
Нередко симптоматическое поведение – способ ребенка извлечь выгоду из неблагоприятной ситуации; не пойти в школу, привлечь внимание матери; ребенок может прикрываться своей слабостью. ребенок бессознательно начинает культивировать в себе болезнь, так как она дает ему право требовать повышенного внимания к себе.
Рекомендации к изучению темы
Практическое занятие
Изучение и анализ педагогической работы по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей (на примере конкретной школы).
Самостоятельная работа студентов
Разработка плана коррекционно-профилактической работы с ребенком по устранению адаптационных нарушений (на психолого-педагогическом уровне).
Вопросы для самоконтроля
Что такое произвольное поведение?
Раскройте существенные интегративные личностные образования.
дайте характеристику типов нарушения поведения
Литература для самостоятельной работы
Коррекционная педагогика в начальном образованиикоррек [Текст]/Под ред.Г.Ф.Кумариной, - М., 2003.- С.208-251
Обучение в коррекционных классах [Текст]/Под ред. Г.Ф.Кумариной.-М., 1991
- Часть I Коррекционная педагогика
- I. Коррекционная педагогика как составная часть педагогики
- 1.1 История становления коррекционной и специальной педагогики
- 1.1. Исторический обзор становления коррекционной педагогики (к.П.)
- 1. Медико-клинический аспект
- 1. Анатомо-физиологическое
- 2. Психолого-педагогическое
- 1.2. Виды нарушений развития и их причины
- 1.2.Виды нарушений развития и их причины
- 1.3. Школьная дезадаптация как педагогическое явление
- 1.3.Школьная дезадаптация как педагогическое явление
- 1.4. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
- 1.4.Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
- 1.5 Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного процесса
- 1.5.Коррекционно-развивающееся образование (кро) в современной педагогической практике
- 1.6. Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
- 1.6. Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
- 1.7.Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе
- 1.7 Взаимодействие субъектов образовательного процесса в