1.4.Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
Дети с отклонениями в развитии нуждаются в специальном, коррекционно-развивающем обучении и воспитании, кроме того им бывает необходима и лечебно-оздоровительная помощь. Для того, чтобы помощь этим детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие этого или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для направления ребенка в соответствующие учреждения и последующие коррекционные работы.
Структура имеющего у ребенка дефекта может быть выявлена и правильно диагностирована только при участии в обследовании ребенка специалистов разного профиля: врача, психолога, дефектолога, логопеда, отоларинголога, окулиста, педиатра и др.
Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывает ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация).
Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Содержанием медицинского обследования является
- осмотр ребенка;
- сбор и анализ анамнестических сведений;
- офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследование ребенка.
Особое внимание обращается на состояние эмоционального, интеллектуального, психического и речевого развития.
Данные врача при необходимости дополняются лабораторными исследованиями (рентгенография черепа, энцефалограмма, компьютерная томография и др.)
Общий осмотр ребенка позволяет сделать заключение о строении черепно-лицевого скелета, о пропорциональности и особенностях лица, конечностей, тела. Уточняется состояние сенсорного развития: слуха, зрения.
Оценка нервной системы выявляет параличи и парезы (частичные параличи, судорожные симптомы (тик, тремор и т.д.)).
В ходе психолого-педагогического обследования выявляются особенности психического развития ребенка, начало формирования навыков опрятности, самообслуживания, навыков общения с детьми, состояние моторики, характер игры, готовность к школьному обучению. Особое внимание обращается на способность ребенка к обучению.
Диагностическая и коррекционно-развивающая направленность процесса обучения предполагает:
- глубокое изучение индивидуальных особенностей детей,
- всесторонний качественный учет результатов учебной деятельности,
- реального продвижения в развитии и усвоении знаний.
Только на основе такого знания возможно понимание характера и причин учебных трудностей, реальная помощь в их преодолении.
Изучение детей является важнейшей неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя коррекционно-развивающего образования.
Переход от дошкольного детства к школьному обучению практически ни у одного ребенка не совершается плавно; при нормальном развитии эта перестройка переживается относительно легко.
Дети же группы риска школьной дезадаптации уже на 1ом этапе школьной жизни испытывают следующие трудности:
1 – неспособность освоиться с новой ролью ученика с требованиями и нормами школьной жизни, отрицательное отношение к учению.
2 – «интеллектуальная пассивность» («не привыкли и не умеют думать» Л.С. Славина).
3 – трудности в усвоении учебного материала, пониженная обучаемость, отставание в темпе деятельности.
4 – пониженная работоспособность, повышенная утомляемость.
Изучение трудностей, с которыми встречаются дети на начальном этапе обучения, позволяют выявить совокупность предпосылок адаптационных нарушений у поступающих в школу детей, которую можно рассматривать как программу изучения.
Предметом первостепенного внимания учителей должен быть;
- характер отношений, складывающийся у ребенка на основе учебной деятельности;
- его отношение к школе, к учению;
- отношения с товарищами по классу, с родителями, учителями;
- отношение к себе, как к ученику;
- направленность личности в целом.
Не надо оставлять без внимания и круг внешкольных интересов каждого ребенка, его увлечения.
Чрезвычайно важным объектом изучения является сама учебная деятельность школьников: её характер, особенности и результаты.
Поступая в школу дети группы риска не имеют достаточного уровня зрелости необходимых для учения предпосылок, у них не сформирована учебная мотивация, недоразвита познавательная деятельность, ограничен словарный запас, узок кругозор
Эффективна организация начального изучения детей в два этапа:
этап фронтального диагностирования школьно-значимых психофизиологических функций у всех детей, поступающих или уже поступивших в школу,
этап – более глубокое и разностороннее изучение детей, которые по результатам фронтального диагностирования показали результаты ниже среднего и низкие.
Методы диагностической деятельности
На этапе фронтального изучения в качестве основного метода диагностики школьной зрелости детей наиболее целесообразно использовать метод педагогического тестирования.
Метод педагогического тестирования – это пакет педагогических тестов школьной зрелости, комплекс специальных диагностических заданий (семь заданий). Каждое задание сопровождается
• описание его целевого назначения,
• условий выполнения,
• качественной характеристикой типичных уровней выполнения – критериям оценки (по четырех уровневой шкале).
Задания дети выполняют самостоятельно.
Итоги фронтального изучения детей отражаются в свободной таблице
№ | Фамилия, имя воспитанника | Результаты выполнения Диагностических заданий (в уровнях) | Сред- ний бал | Заключение | ||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 |
|
| ||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беседа служит средством установления контакта с ребенком. Она позволяет судить о личностных качествах и поведении ребенка, помогает вскрыть причины некоторых отклонений в развитии. При установлении умственных способностей ребенка в ходе беседы следует выявить: точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайших родственников, друзьях (имя, отчество, фамилия, возраст) и способность дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т.д.; характер представлений о времени (умение определять время на часах, понимание временной протяженности и т.д.); представления о выявлениях природы (различие времен года с учетом их признаков, наличие представлений о грозе, снегопаде и т.д.); умение ориентироваться в пространстве (практическое овладение понятиями «справа – слева», «вверху – внизу», «ближе – дальше» и т.д.); запас сведений о своей родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т.д. Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться нагляидным материалом, который заинтересует ребенка и поможет исследователю выявить то, что ему необходимо.
Метод наблюдения
Наблюдение начинается с момента появления ребенка в консультации или школе и продолжается на протяжении всего времени обследования. Наблюдение всегда проводится целенаправленно, его материалы необходимо фиксировать. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком. Представив ребенку возможность заниматься с игрушками, исследователь фиксирует первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельность. Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенных действий. В ходе производимых ребенком манипуляций с игрушками исследователь наблюдает за координацией движений, состоянием моторики. Кроме наблюдения за свободной игровой деятельностью ребенка в ряде случаев проводится специальное обследование с помощью игрушек.
Метод изучения рисунков
Рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза. Умственно отсталые дети обычно затрудняются выбрать тему, прибегая к изображению привычных однотипных предметов, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям дается задание, что надо нарисовать, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Умственно отсталые дети не соблюдают формы, пропорции частей предмета, ограниченно и не всегда верно используют цвета, затрудняются объяснить рисунок. Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Так, для большинства детей, страдающих шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласование с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края. Кроме диагностических целей рисунок может быть использован для установления контакта с ребенком.
Методы экспериментально-психологического исследования
Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируется психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментальных методик можно вскрыть причины и механизмы тех или иных состояний. Если в построении экспериментальной методики и процессе самого обследования соблюдается принцип обучающего эксперимента, то есть возможность не только конструировать состояние ребенка и дать характеристику изучаемой психической функции, но и сделать некоторый прогноз в его развитии, а также дать рекомендации для работы с ребенком. Качественный анализ процесса деятельности наряду с учетом определенных количественных показателей является обязательным условием при оценке выполнения детьми экспериментально-психологических заданий.
Диагностические данные фиксируются
- в дневнике наблюдений;
-в журнале коррекционной работы;
-на каждого ребенка составляется психолого-педагогическая характеристика.
Рекомендации к изучению темы
Семинарское занятие
Программа и методика педагогического диагностирования.
Практическое занятие
Анализ программы педагогического диагностирования признаков адаптационных нарушений.
Самостоятельная работа студентов
Ознакомление с методами педагогического диагностирования.
Вопросы для самоконтроля
В чем суть системного, комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии?
Охарактеризуйте уровни диагностической деятельности: медицинский, психологический, педагогический.
Для чего педагогу дошкольного или школьного учреждения надо знать основы коррекционной педагогики?
Разработайте рекомендации (советы) начинающему педагогу по проведению психолого-педагогического диагностирования детей.
Литература для самостоятельной работы
Диагностика школьной дезадаптации [Текст]/М., 1993.
Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/Под ред. Г.Ф.Кумариной.-М., 2003.-С. 143-170.
Филипчук, Г. Знаете ли вы своего ребенка? [Текст]-М., 1978.
Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение [Текст]/М., 1999.-С.16-31.
- Часть I Коррекционная педагогика
- I. Коррекционная педагогика как составная часть педагогики
- 1.1 История становления коррекционной и специальной педагогики
- 1.1. Исторический обзор становления коррекционной педагогики (к.П.)
- 1. Медико-клинический аспект
- 1. Анатомо-физиологическое
- 2. Психолого-педагогическое
- 1.2. Виды нарушений развития и их причины
- 1.2.Виды нарушений развития и их причины
- 1.3. Школьная дезадаптация как педагогическое явление
- 1.3.Школьная дезадаптация как педагогическое явление
- 1.4. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
- 1.4.Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
- 1.5 Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного процесса
- 1.5.Коррекционно-развивающееся образование (кро) в современной педагогической практике
- 1.6. Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
- 1.6. Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
- 1.7.Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе
- 1.7 Взаимодействие субъектов образовательного процесса в