Часть I Коррекционная педагогика
Введение
Студент должен знать:
- объект, предмет, задачи коррекционной педагогики;
- место коррекционной педагогики в системе научно-педагогических знаний;
- основные понятия и термины коррекционной педагогики;
- перспективы и основные направления в развитии коррекционной педагогики;
Студент должен уметь:
- оперировать основными понятиями и терминами коррекционной педагогики;
- использовать психолого-педагогические знания в будущей педагогической деятельности;
Содержание учебного материала:
Коррекционная и специальная педагогика как составная часть педагогики и ее проблемное поле.
Объект, предмет, цели и задачи курса коррекционной педагогики.
Основные понятия и термины коррекционной педагогики.
Взаимосвязь коррекционной педагогики с другими отраслями знаний.
Основные понятия: абилитация, адаптация, аномалия, воспитание, девиация, дезадаптация, депривиация, дефект, дефектология, компенсация, коррекционная педагогика, коррекция, логопедия, обучения, олигофренопедагогика, развитие, реабилитация, реадаптация, сурдопедагогика, тифлопедагогика.
Ведущие идеи:
В рамках целостного педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.
Целесообразность и необходимость проведения корреционной работы в образовательной системе обусловлены как внешними современными социально-педагогическими обстоятельствами, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире ребенка, его осознание, отношение к социуму.
Рекомендации к изучению темы
Практическое занятие:
Основные понятия и термины коррекционной педагогики. (работа со справочными материалами по коррекционной педагогике)
Самостоятельная работа студентов:
На основе работы со справочным материалом заполнить словарь-справочник основных понятий и терминов (предложенных преподавателем).
Литература для самостоятельной работы студентов:
Бородулина, С.Ю. Коррекционная педагогика. [Текст] Ростов н/Д., 2004.-с. 10-16
Гонеев, А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. [Текст] М., 1999. - с.5-13
Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2003 – с.5-17
Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии [Текст] Сост. Н.В. Новоторцева – Ярославль, 1999.
По свидетельству отечественных и зарубежных ученых, число детей с отклонениями в психофизическом развитии и поведении неуклонно возрастает. Этому способствует целый ряд патологических факторов эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения: генетические отклонения, отягощенная наследственность, физические и психические травмы, соматические и инфекционные заболевания, дестабилизация общества и отдельных семей, отсутствие в ряде случаев нормальных экологических, экономических, гигиенических условий для будущих матерей и детей, недостатки школьного и се5мейного воспитания и многое другое.
При этом если на начальных этапах развития проблемного ребенка основным препятствием к его обучению и воспитанию является первичный дефект, то при отсутствии необходимой коррекционной работы проявляются вторичные отклонения, которые мешают социальной адаптации ребенка. В связи с этим в современной коррекционной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления отклонений в развитии детей,. Их правильной диагностике и оказания детям необходимой психолого-педагогической помощи.
В целях успешного решения данных задач в образовательном процессе колледжа в соответствии с ГОС СПО введен курс «Коррекционная и специальная педагогика», который поможет студентам ориентироваться в наиболее значимых дефектологических проблемах и подготовит их к работе с детьми с отклонениями в развитии и поведении, к эффективному их обучению и воспитанию.
В данном учебном пособии представлены материалы, которые помогут подготовить будущих учителей к их эффективному обучению и воспитанию. Данное пособие призвано познакомить будущих учителей с особенностями организации построения образовательного рпоцессат тс аномальными детьми, как в специальных образовательных учреждениях, так и в условиях массовой общеобразовательной школы; показать, какие социально-педагогические проблемы стоят перед детьми с отклонениями в развитии и поведении; раскрыть те методы, способы, пути и средства, с помощью которых можно разрешить проблемы аномальных школьников, предотвратить их педагогическую запущенность и социальную дезадаптацию.
В учебном пособии анализируются научные исследования в области коррекционной и специальной педагогики, представленные в трудах таких известных отечественных ученых-дефектологов, как Л.С. Выготский, М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Б.П. Пузанов, А.Д. Гонеев и др.
Как научное понятие коррекционная педагогика обрела официальный статус совсем недавно. Долгое время в нашей стране использовался термин «дефектология». С развитием международных связей наблюдается тенденция к унификации специальной терминологии; в связи с этим чаще используется термин «коррекционная педагогика».
Целью коррекционной педагогики является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, определение тех условий образования и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития аномального ребенка и максимально способствуют преодолению именующихся у него отклонений.
Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями и здоровья и девиантным поведением – важнейшая задача коррекционной и специальной педагогики.
Объектом коррекционной и специальной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии или поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию - дети, имеющие 4 «Д».
- дети, имеющие не ярко выраженный дефект.
- дети, перенесшие в раннем возрасте депривиацию (лат. Denrivatio - лишение)
- в силу этого испытывающие дезадаптацию
- и проявляющие девиацию (отклонение) в поведении.
Предметом коррекционной педагогики является процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонении в поведении, определение оптимальных путей, направленных на своевременное выявление, предупреждение, преодоление отклонений в развитии и поведении данных детей.
Педагогу необходимо знать:
- природу и характер имеющихся у детей отклонений, виды, причины;
- особенности их проявлений;
- методы и приемы их коррекции и компенсации.
Знание основ коррекционной педагогики поможет найти пути преодоления затруднений в воспитании ребенка как в условиях массового обучения, так и специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана сов всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности развития.
В состав коррекционной педагогики (дефектологии) входят различные отрасли специальной педагогики и психологии: сурдопедагогика и сурдопсихология (изучают развитие, обучение и воспитание детей с нарушением слуха), тифлопедагогика и тифлопсихология (изучают развитие, обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедия и психология речевых нарушений (изучают развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями речи); отрасли специальной педагогики и психологии, изучающие нарушения моторно-двигательной сферы, сложные дефекты (например, слепоглухонемота) и др.
Вместе с тем, используя весь научный арсенал общей педагогики, ее категориальную систему, принципы, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса, передовой педагогически й опыт, коррекционная педагогика вносит существительные поправки в методику и технологию применения педагогических знаний, в содержании обучения и воспитания детей и подростков в соответствии с природой и характером их дефекта, разрабатывает свои приемы и методы коррекционного воздействия в различных отраслях специальной педагогики (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика, логопедия и др.)
Вместе с тем для детей с недостатками в развитии характерны такие особенности психики, которые не всегда можно встретить у нормальных детей: задержка общего физического развития, замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, неполное (фрагментарное) восприятие окружающего мира и др.
Такое диалектическое единство общего и особенного, обыденного и необычного в психологическом состоянии детей и подростков подводит к констатации взаимосвязи коррекционной педагогики и философии. Кропотливая коррекционная работа, повседневное педагогическое воздействие на дефект в психическом или физическом развитии приводит к проявлению философской закономерности перехода количества в качество, к уменьшению отклонения или компенсации физического недостатка за счет активизации деятельности здоровых органов или имеющих незначительную аномалию.
В коррекционной педагогике прослеживается тесная взаимосвязь с социальной педагогикой, предметом которой является исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации, путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций в целях создания условий для развития и позитивной самореализации человека.
С социальной психологией прослеживается связь в том, что она изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а так же разносторонней психологической характеристикой самих этих групп.
Социология помогает в изучении закономерностей становления функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей.
Коррекционно-педагогическая деятельность будет тогда эффективной, когда она будет опираться на знания в области детской психиатрии, невропатологии, патофизиологии, иммунологии. А так же офтальмологии, отоларингологии и других медицинских наук.
С медицинской точки зрения базой для коррекционной педагогики является педиатрия, которая изучает здоровье ребенка и процессы его развития, физиологию, патологию, методы профилактики и лечения заболеваний, угрожающих его гармоничному развитию или представляющих опасность для жизни детского организма.
Источником многих отклонений в развитии ребенка является состояние его нервной системы, поэтому педагогу необходимо владеть данными неврологии – науки о структуре и функциях нервной системы человека. А чтобы соотнести норму и патологию в состоянии нервной системы требуется взаимосвязь с невропатологией – областью клинической медицины, изучающей заболевание нервной системы и ее роль в патологии других органов и систем.
Психиатрия, изучающая вопросы этиологии, патогенеза, патоморфологии, диагностики, терапии и профилактики психических болезней, поможет коррекционной педагогике найти правильное направление, выбрать верное решение при работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в психологическом развитии.
При коррекции и реабилитации нарушенных психических функций не обойтись без планомерных психических воздействий на человека т.е. без психотерапии, которая выступает как комплекс психических воздействий на больного, направленных на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию.
Офтальмология определяет характер головного заболевания, его течение, состояние зрительных функций отоларингология обеспечивает диагностику слуховой патологии и лечебные мероприятия или заболевания органов слуха.
- Часть I Коррекционная педагогика
- I. Коррекционная педагогика как составная часть педагогики
- 1.1 История становления коррекционной и специальной педагогики
- 1.1. Исторический обзор становления коррекционной педагогики (к.П.)
- 1. Медико-клинический аспект
- 1. Анатомо-физиологическое
- 2. Психолого-педагогическое
- 1.2. Виды нарушений развития и их причины
- 1.2.Виды нарушений развития и их причины
- 1.3. Школьная дезадаптация как педагогическое явление
- 1.3.Школьная дезадаптация как педагогическое явление
- 1.4. Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
- 1.4.Педагогическая диагностика признаков адаптационных нарушений
- 1.5 Принципы, содержание, формы коррекционно-развивающего образовательного процесса
- 1.5.Коррекционно-развивающееся образование (кро) в современной педагогической практике
- 1.6. Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
- 1.6. Педагогические стратегии в профилактике и коррекции адаптационных нарушений в развитии детей
- 1.7.Взаимодействие субъектов образовательного процесса в диагностико-коррекционной работе
- 1.7 Взаимодействие субъектов образовательного процесса в